Posted 15 ноября 2016, 14:44
Published 15 ноября 2016, 14:44
Modified 31 марта, 01:13
Updated 31 марта, 01:13
Избранный президент США Дональд Трамп и действующий глава российского государства Владимир Путин, наконец, пообщались напрямую. Пока, правда, по телефону. И если обычно кремлевская пресс-служба сообщает, по чьей инициативе состоялся тот или иной звонок, чтобы показать, кто к кому проявил уважение, то на этот раз отмечается, что разговор состоялся «по взаимной договоренности». Другими словами, эта беседа демонстративно была подана как общение двух равновеликих мировых лидеров.
Судя по всему, Путин и Трамп обсуждали в основном лишь удобные для себя в нынешней ситуации темы: борьбу с международным терроризмом и перспективы американо-российского сотрудничества в Сирии. При этом они сошлись на том, что отношения Москвы и Вашингтона находятся в «крайне неудовлетворительном состоянии». Кроме того, как говорится в сообщении кремлевской пресс-службы, в беседе была «подчеркнута, в частности, важность создания надежной основы двусторонних связей путем развития их торгово-экономического компонента».
Собственно, в Москве, судя по последовавшим за этой беседой комментариям, и вправду рассчитывают договориться с Трампом по Сирии и добиться отмены хотя бы части западных санкций. А может, даже на то, чтобы вместе «надавить» на Евросоюз, к которому и у Москвы, и Вашингтона накопились пусть и несхожие, но весьма значительные претензии.
Некоторые шаги избранного президента США, как кажется, действительно дают основания для таких надежд. В ходе избирательной кампании заявления Трампа в адрес России и лично Владимира Путина были довольно комплементарными.
Кроме того, первые кадровые назначения тоже дают основания рассчитывать на возможность содержательного диалога с Москвой. Так, например, главой администрации Белого дома Трамп уже окончательно решил назначить действующего председателя Национального комитета Республиканской партии Райнса Прибуса.
Это человек, которого американская пресса называет «вашингтонским инсайдером», грек по матери и православный по вероисповеданию — он прихожанин собора Святой Софии (Греческая архиепископия в Америке). Московские конспирологи по этому поводу радуются, ожидая, что самый влиятельный функционер в администрации нового президента США будет «с симпатией относиться к православной России».
При этом оптимисты не учитывают другие факты. Например, что своей любимой книгой Прибус называл «Дневники Рейгана». Так что вряд ли фанат президента, при котором Америка победила СССР в «холодной войне», станет большим другом Москвы.
Кроме того, не стоит забывать, что за внешнюю политику в Белом доме отвечает госсекретарь — руководитель Государственного департамента, который в России в последнее время принято презрительно называть сокращенно «Госдепом». Но как бы это ведомство ни обзывать, уровень влиятельности его руководителя явно не стоит недооценивать.
Между тем, думая о том, кто должен занять пост госсекретаря, Трамп, как уже известно, выбирает между двумя своими соратниками, каждого из которых тоже вряд ли можно назвать поклонником России и ее нынешнего руководства.
Первый кандидат — бывший мэр Нью-Йорка Рудольф Джулиани. В понедельник на конференции, организованной газетой The Wall Street Journal, он уже заявил, что по своему реальному потенциалу Москва не может противостоять Вашингтону: «Россия думает, что является конкурентом в военной сфере, однако, на самом деле, это не так». Такая завышенная самооценка появилась у российского руководства, по мнению потенциального будущего главы американской дипломатии, из-за нежелания «при Обаме даже угрожать использованием наших вооруженных сил».
Однако теперь, после избрания Дональда Трампа, США будут разговаривать со своими партнерами так, как и положено единственной сверхдержаве, то есть «с позиции силы», прогнозирует Джулиани. Такую позицию явно нельзя назвать ни пророссийской, ни даже просто свидетельствующей о склонности новой администрации США к компромиссам во внешней политике.
Второй кандидат на кресло госсекретаря США еще известнее в области международных отношений как твердолобый сторонник американского доминирования в мире. Это дипломат Джон Болтон, который даже внешне старается всегда выглядеть так, будто он родился во времена американских отцов-основателей где-то на Дальнем Западе. В период президентства Джорджа Буша-младшего Болтон был представителем США в ООН, где регулярно говорил о бесполезности этой организации. На его плечах лежит значительная часть ответственности за начало военной операции против Ирака, которая привела, в частности, к росту влияния в мире исламского терроризма.
Джон Болтон также выступал против снятия санкций с Ирана, за военное решение «проблемы Асада» в Сирии, а еще как один из соавторов метафоры про «ось зла», на которой располагаются не только Северная Корея и Куба, но и Россия.
С такой командой Дональд Трамп вряд ли станет выстраивать столь уж дружеские отношения с Россией, как это многие рисуют себе сейчас в Москве. В конце концов, Барак Обама тоже одно время пытался проводить весьма благожелательную к Кремлю политику, однако американский истеблишмент, включая консервативных (как все дипломаты в мире) работников Госдепартамента, ее не поддержал.
Так что если Трамп на самом деле очень хочет подружиться с Владимиром Путиным, его возможности, даже на президентском посту отнюдь не безграничны. Что же касается дружелюбных телефонных переговоров с российским лидером, то здесь стоит напомнить, что Трамп в эти дни звонит практически всем зарубежным руководителям. Вчера, например, у него был «нефтяной» день: он разговаривал не только с Путиным, но и, например, с королем Саудовской Аравии.
Звонил он также и главе Китайской народной республики Си Цзиньпину. А с премьер-министром Новой Зеландии Джоном Ки и вовсе вышел курьез — он настолько был занят решением внутренних проблем своей страны, что вовсе проигнорировал желание Трампа пообщаться. «Я не видел, когда звонок поступил», — рассказал журналистам глава новозеландского правительства. По его словам, виной этому стала «суматоха дел», связанная с устранением последствий мощного землетрясения.
Иван Преображенский