Posted 17 августа 2016, 16:00
Published 17 августа 2016, 16:00
Modified 31 марта, 02:14
Updated 31 марта, 02:14
В ближайшие недели должны окончательно проясниться отношения официальной Анкары с Европейским Союзом. Можно сказать, что после неудачной попытки военного переворота в Турции, которая закончилась победой президента Реджепа Эрдогана, никаких серьезных контактов с европейцами не было. Массовые «чистки» госаппарата, разгром армии и, отчасти, полиции, увольнения десятков тысяч учителей и университетских преподавателей, а главное, обещание восстановить смертную казнь (что идет вразрез с базовыми принципами ЕС), — все это, разумеется, не способствовало улучшению отношений официальной Анкары с Евросоюзом. Особенно учитывая, что президент Эрдоган старательно демонстрирует, что у него теперь есть другой потенциальный ближайший союзник — Россия.
Между тем ЕС и Турция так или иначе должны решить несколько стратегически важных вопросов, которые «зависли» еще до неудачной попытки военного переворота и радикальной авторитарной или даже, как говорят некоторые эксперты, тоталитарной трансформации турецкого правящего режима.
Первый вопрос волнует скорее европейцев, нежели турок. Речь идет о так называемом миграционном соглашении, в соответствии с которым Турция должна принять на своей земле большую часть депортируемых из Европы сирийских беженцев (а также и других стран, если они попали в Евросоюз с турецкой территории). В обмен на каждого из тех, кто будет выслан из Европейского Союза, европейцы обязуются взять по сирийцу. Их, правда, ЕС может подбирать себе сам из числа тех, кто будет содержаться на территории турецких лагерей для беженцев. Эти турецкие услуги должны достаточно щедро оплачиваться, только первый транш — 3 млрд евро.
В свою очередь Турция, в рамках этого соглашения, должна была получить (помимо денег) отмену визового режима с Евросоюзом, а в скором будущем и стать одним из участников этого надгосударственного образования. Правда, все это было при прошлом турецком правительстве, глава которого Ахмет Давутоглу был отправлен в отставку «по собственному желанию», в том числе, возможно, за слишком тесные связи с Брюсселем.
Для Эрдогана, который после подавления путча превратился в практически неограниченного диктатора, ценность соглашений с ЕС уже совершенно неочевидна. Зачем, например, передавать часть властных полномочий на надгосударственный уровень, когда ты все их только что сконцентрировал в своих руках? Или же, какой смысл заботиться о том, чтобы Евросоюз признал, что в твоей стране все в порядке с правами человека, если ты освобождаешь из тюрем почти 40 тыс. мелких уголовников, чтобы отправить на их место своих политических оппонентов, а затем еще готовишься восстановить специально для них смертную казнь?
Все это прекрасно понимают и в ЕС. Австрийские власти, например, прямо заявляют, что на ближайшем сентябрьском саммите Евросоюза они намерены добиться окончательного, раз и навсегда, отказа от идеи принять Турцию в ряды общей европейской семьи. В Германии самую активную позицию заняло министерство внутренних дел. С одной стороны, министр Томас де Мезьер уже в четверг, 18 августа, намерен презентовать новую программу по повышению безопасности и работе с мигрантами, которая, среди прочего, явно является подстраховкой на случай прекращения действия соглашения с Турцией (подробнее об этом читайте здесь). С другой, его ведомство 16 августа допустило «слив» информации в СМИ, где турецкие власти прямо обвиняются в том, что их страна стала практически базой международного исламского терроризма. Что, естественно, автоматически закрывает такому государству путь как к отмене визового режима с ЕС, так и, тем более, к вступлению в этот союз.
В целом, как со стороны Евросоюза, так и со стороны Турции сигналы идут достаточно ясные. Скорее всего, уже в ближайшие недели можно будет наблюдать окончательный «развод» Анкары с Брюсселем, «медовый месяц» у которых закончился внезапной и бурной ссорой. Про интеграцию Турции в ЕС, скорее всего, придется забыть, и надолго. А это значит, что и миграционное соглашение прекратит свое существование еще до конца 2016 года, что заставит, наконец, евробюрократию не искать простые решения, а заняться выработкой настоящей долгосрочной миграционной политики для Европейского Союза.
Иван Преображенский