Posted 16 июня 2016, 21:03
Published 16 июня 2016, 21:03
Modified 31 марта, 02:58
Updated 31 марта, 02:58
Президент России Владимир Путин проведет 20 июня в Санкт-Петербурге отдельные встречи с президентами Армении и Азербайджана, после чего состоятся трехсторонние переговоры глав государств, на которых будут рассмотрены вопросы урегулирования нагорно-карабахского конфликта. По словам помощника российского президента Юрия Ушакова, Москва предпримет «активную попытку оказать содействие сторонам в урегулировании».
Ушаков напомнил, что Россия уже сыграла «решающую роль» в прекращении боевых действий в конфликтной зоне, и сейчас она «готова продолжить свою посредническую миссию, естественно, в полном взаимодействии с другими государствами-сопредседателями Минской группы ОБСЕ».
Но вот незадача: оказывается, Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ) вообще не участвует в петербургских переговорах. «ОБСЕ не вовлечена в организацию саммита по Нагорному Карабаху в Санкт-Петербурге, и мы не можем его комментировать», - цитирует ТАСС исполняющую обязанности руководителя отдела по связям с прессой ОБСЕ Наташу Раджакович. «Насколько мы знаем, он (саммит) созывается по инициативе РФ. Вы должны, таким образом, адресовать свои вопросы российским властям», - сказала она.
И это почти сенсация, поскольку трехсторонний формат встречи – так сказать, без посторонних – уже открыто подтверждает мнение многих экспертов, в соответствии с которым Россия планомерно отодвигает Запад от переговоров по карабахскому урегулированию.
Впрочем, этого стоило ожидать – особенно после того, как в апреле Москва сумела своим дипломатическим давлением остановить четырехдневную бойню в конфликтной зоне, а затем усадить Сержа Саргсяна и Ильхама Алиева за стол переговоров в Вене. Правда, тогда международные посредники - сопредседатели Минской группы ОБСЕ, госсекретарь Франции по европейским делам Арлем Дезир и даже глава Госдепа США Джон Керри принимали во встрече активное участие.
На сей раз ее инициировал Владимир Путин – на троих. Надо полагать, этим он дал всем понять, что «посторонним вход запрещен», и карабахский и армяно-азербайджанский конфликты будут урегулированы в соответствии с планом, предложенным Россией. Предположительно, на начальном этапе он предусматривает возвращение Азербайджану пяти из семи районов, оккупированных Арменией. Что же касается статуса Нагорного Карабаха, то он будет определен позже. Хотя вполне вероятно, что в этот план вносятся коррективы, и как раз они и станут предметом обсуждения трех президентов в Петербурге.
Кстати, приведенный выше сценарий урегулирования Армению крайне не устраивает, и на этой почве в армянском обществе идет определенное «брожение». Армяне считают, что Россия «сдала их с потрохами» Азербайджану. Тем более, что, несмотря на протесты Еревана, она не перестает продавать оружие Баку. Хотя, если бы не вмешательство России (в Армении об этом почему-то забывают), апрельские бои в конфликтной зоне закончились бы для Нагорного Карабаха и самой Армении весьма плачевно.
Разумеется, Россия действовала не из альтруистических побуждений – война на Южном Кавказе угрожает ее собственной безопасности, тем более, когда в нее могут вмешаться внешние силы (а такая опасность была и остается). В общем, похоже на то, что РФ сейчас пытается закрепиться в роли главного арбитра, и, вполне возможно, что после апрельских событий эта роль ей удастся. Кстати, в настоящее время обстановка в конфликтной зоне сохраняется относительно спокойная, и режим прекращения огня более или менее соблюдается.
Но, как уже было упомянуто, в Армении многие перестали доверять России, в том числе, в контексте карабахского урегулирования. «Все подобные встречи под эгидой России сопровождаются эскалацией. Россия продолжает вооружать Азербайджан и не предоставляет Армении обещанное оружие. Следует ожидать, что и на сей раз будет напряженность на границе, во всяком случае, «российский план» нельзя продвинуть без эскалации», - пишет армянское оппозиционное издание Lragir. Это СМИ считает ситуацию «двоякой» и полагает, что «удар может быть нанесен по самому уязвимому месту и в самое неожиданное время, с непредсказуемыми последствиями».
Но, скорее, о «непредсказуемых последствиях» стоит подумать в контексте конфликта интересов России и Запада, представители которого на встречу Путин-Саргсян-Алиев приглашены не были. Ситуацию попытался спустить на тормозах вице-спикер армянского парламента Эдуард Шармазанов. По его оптимистичному заявлению, петербургский «междусобойчик» не должен стать поводом для разногласий с сопредседателями Минской группы ОБСЕ.
«Россия является страной-сопредседателем Минской группы, и не впервые встреча президентов (Саргсяна и Алиева) проводится по инициативе одной из стран-сопредседателей. Это не говорит о каких-либо иных инициативах. Встречу могли организовать и Франция, и США», - пояснил он журналистам.
Как полагает вице-спикер, любые встречи по Карабаху дают надежду на возобновление переговорного процесса и шанс на урегулирование конфликта мирным путем. Вместе с тем он обратил внимание на крайне важное обстоятельство – отсутствие на переговорах представителей непризнанного Нагорного Карабаха. Шармазанов подчеркнул, что даже сопредседатели Минской группы говорят о том, что на самом важном, завершающем этапе переговоров, Карабах должен стать их полноценным участником.
Но, вероятно, «час икс» пока не настал – из Степанакерта в Петербург никого не пригласили, и вопросы урегулировании по-прежнему обсуждаются без представителей НКР. И на сей раз – без представителей ОБСЕ, заверившей, что не имеет отношения к подготовке саммита президентов России Армении и Азербайджана.
Lragir задается вопросом: «Значит ли это, что принятые в Санкт-Петербурге решения не будут восприняты как легитимные на площадке ОБСЕ, где вот уже два десятка лет проходят переговоры? Или, предпринимая «сепаратные» инициативы, Россия пытается, наконец, добиться упразднения сопредседательства Минской группы, к чему так стремится Азербайджан?». И вообще, не умывает ли руки ОБСЕ на случай, если в Петербурге будут достигнуты какие-то договоренности?
«С другой стороны, - пишет издание, - учитывая то, что русские взяли на себя обязательство делать все «черные дела» в мире, не исключено, что на данном этапе под эгидой России будет совершен некий акт, после чего ОБСЕ вновь вернется в игру. Тем более, что в последнее время они часто вспоминают о приснопамятном «поэтапном варианте». А опыт показывает, что «монопольное» вмешательство России приводит к боевым столкновениям того или иного масштаба».
Вот такой ажиотаж вызвала в Армении предстоящая встреча президентской «тройки». Надо думать, что, если бы с Алиевым и Саргсяном встречался, к примеру, Франсуа Олланд или Барак Обама, то есть президенты западных стран-сопредседателей Минской группы, таких подозрений у армян бы не возникло.
Но никто – ни Путин, ни Олланд, ни Обама - не могут сегодня предложить такой путь урегулирования, который бы устроил все стороны конфликта и был претворен в жизнь. А это означает, что на так называемые «прорывные» решения по итогам встречи президентской «тройки» надеяться не приходится.
Но стоит ожидать, что Россия будет крепко держаться за роль политического «сенсея» в карабахском и армяно-азербайджанском урегулировании. Точнее, добиваться от Саргсяна и Алиева сдерживания военной эскалации, способной поджечь весь Южный Кавказ, вызвать в нем и в соседних регионах резкие геополитические сдвиги и развалить, какую-никакую, а все же действующую систему безопасности.
Ирина Джорбенадзе