Posted 9 июня 2016,, 16:00

Published 9 июня 2016,, 16:00

Modified 31 января, 10:33

Updated 31 января, 10:33

Церковь идет к новому расколу?

9 июня 2016, 16:00
Всеправославный Собор может пройти без болгар, сербов и русских. Но его решения все равно будут обязательными, настаивает Константинопольская патриархия.

Болгарская, Сербская, а с ними и Антиохийская православные церкви не едут на Святой и Великий Собор Православной Церкви на Крит. О своих сомнениях чуть больше, чем за неделю до Собора (который должен начаться 16 июня), говорят и в самой крупной из церквей — Русской православной Московского патриархата.

Между тем советник Константинопольского патриарха Варфоломея архидиакон Иоанн Хрисавгис утверждает, что богословский характер собрания не изменится из-за отсутствия нескольких церквей, так что его решения будут обязательны для всех, в том числе, и для тех, кто не приехал. Это создает ощущение угрозы нового церковного раскола, на этот раз среди православных, поскольку очевидно, что РПЦ не признает никакие решения, которые будут приняты без ее участия.

Мировому православию как единому вероучению, которое и так сегодня отнюдь не является самым многочисленным среди христианских конфессий, это грозит превращением в несколько отдельных, практически не связанных друг с другом церквей и сект. Есть, впрочем, шанс, что Собор просто будет отложен.

Стоит напомнить, что подготовка Всеправославного собора, не проводившегося уже более тысячелетия, началась около 50 лет назад, когда политические противоречия государств перестали так сильно мешать православным христианам восстанавливать общение. Напротив, можно сказать, что Советский Союз эту идею поощрял в рамках своей неоимперской идеологии, надеясь на превращение Русской православной церкви в центр мирового христианства. Власть в СССР, учитывая ее влияние на РПЦ, очевидно рассчитывала за счет этого расширить и свое влияние в мире.

Пока переговоры продолжались, Советский Союз распался, а новые российские власти вначале почти не вмешивались в жизнь церкви, скорее, наоборот. Затем к власти пришел Владимир Путин, а московским патриархом был избран Кирилл. РПЦ вновь получила поддержку со стороны государства, которое, в свою очередь, стало активно вмешиваться в жизнь церкви.

Впрочем, процесс был взаимным. Война на Украине и присоединение Крыма поставили РПЦ, частью которой является Украинская православная церковь, в очень сложное положение, ведь конфликт происходил на ее канонической территории. Эти события были чреваты административным расколом и с УПЦ Московского патриархата. Отчасти именно поэтому, чтобы раз и навсегда устранить опасность появления отдельной Украинской православной церкви, признанной другими православными иерархами, РПЦ и решилась именно сейчас поддержать идею проведения Всеправославного собора.

Место, напомним, выбирали долго. Многие околоцерковные активисты в России изначально требовали, чтоб собор прошел в России, точнее, в «третьем Риме» - Москве. РПЦ, однако, занимала более осторожную позицию, понимая, что на это не согласятся ни многочисленные греческие иерархи, ни даже главы других «славянских» православных церквей. После российско-турецких политических осложнений, в значительной мере под влиянием светских властей, была похоронена идея встречаться в Стамбуле (где расположена резиденция Константинопольского патриарха) и вообще где-либо на турецкой территории, которая до этого выглядела с конфессиональной точки зрения как относительно нейтральная.

В итоге был выбран Крит (каноническая территория местной полуавтономной архиепископии, входящей в состав Константинопольского патриархата). Казалось, ничто уже не сможет помешать проведению Собора. Ведь договорились два основных иерарха — Константинопольский (он же Вселенский) и Московский, которые традиционно конкурируют друг с другом за влияние на остальные православные церкви.

И вот, когда все было с таким трудом согласовано, вдруг начались демарши православных церквей. Первыми о том, что они не будут участвовать в Соборе, вдруг, не объясняя публично свою мотивацию, а лишь ссылаясь на некие «важные причины», из которых самая понятная — рассадка глав православных церквей, «нарушающая принцип равенства», заявили болгары. Следующей, на заседании священного синода Антиохийского Патриархата, состоявшемся 6 июня под председательством патриарха Иоанна X, то же решение приняла небольшая, но одна из древнейших православных церквей — Антиохийская. В ее заявлении, по крайней мере, было объяснение причин отказа от участия в Соборе. Одной из них, как объясняют представители этой церкви, чья каноническая территория расположена в основном в Сирии, стало предложение священного синода Константинопольского патриархата отложить урегулирование конфликта с Иерусалимским патриархатом ко времени после Всеправославного Собора.

Последними, уже 9 июня, подлили масла в огонь сербы. «Наша Церковь видит препятствие к участию в Святом и Великом Соборе и предлагает его отложить на некоторое время», — говорится в обращении Сербской православной церкви к Константинопольскому патриарху.

Что касается РПЦ, то ее представители официально заявили о том, что в Москве «внимательно следят» за происходящим и призывают экстренно обсудить сложившееся положение. При этом пошли слухи о том, что РПЦ сама провоцирует отмену или перенос собора, что среди иерархов «славянских» церквей курсируют какие-то «письма» конспирологического содержания, а к решениям болгарской и сербской церквей якобы причастны российские «православные бизнесмены» вроде Константина Малофеева.

В окружении самого бизнесмена, правда, эти слухи называют не имеющими под собой никакого основания, но в любом случае, история приобрела явно скандальный характер. Тем более, что православные экстремисты в Москве после появления осложнений в подготовке Собора в один голос сразу начали кричать, что сама идея собрания на Крите чуть ли не результат «дьявольских происков».

Особенно ситуация осложнилась после того, как Константинопольский патриархат дал понять, что все равно будет считать решения Собора обязательными для всех Церквей, в том числе в нем не участвовавших.

Несмотря на заявления многих известных деятелей РПЦ, теперь очень велики шансы, что делегация Московской патриархии также не поедет на Крит. А значит, не признает и решения Собора, если он не будет перенесен. Принципиальные вопросы вероучения там, вроде бы, обсуждать и не предполагалось. Однако это не значит, что отказ признавать решения Собора не будет означать раскола в мировом православии. Ведь как показывает сама подготовка к этому мероприятию, для большинства иерархов административные, финансовые и политические вопросы куда важнее, чем собственно подтверждение единства православия.

А это и есть первый шаг к превращению многих церквей к разрываемому мелкими распрями сообществу сект, для которых вопросы вероучения отошли на десятый план по сравнению с проблемой того, как патриархам сесть за столом, чтобы никого не обидеть.

Иван Преображенский