Posted 22 января 2015, 15:02
Published 22 января 2015, 15:02
Modified 31 марта 2024, 09:46
Updated 31 марта 2024, 09:46
Договоренность об отводе тяжелых вооружений от демаркационной линии, зафиксированной в приложении к минскому меморандуму от 19 сентября 2014 г., под наблюдением мониторинговой миссии ОБСЕ, стала главным итогом берлинской встречи глав МИД «нормандской четверки» — России, Украины, Германии и Франции, завершившейся в ночь на 22 января. Это зафиксировано в совместном заявлении, копию которого приводит у себя в Twitter спикер украинского МИД Евгений Перебийнис.
Стороны сумели договориться о критериях, по которым должен начаться отвод тяжелых вооружений от демаркационной линии, подтвердил глава МИД ФРГ Франк-Вальтер Штайнмайер. Запустить этот процесс предстоит в ближайшие дни на заседании трехсторонней контактной группы.
Глава МИД России Сергей Лавров охарактеризовал берлинскую встречу как «весьма полезную». А накануне он сообщил, что Россия согласна признать линией соприкосновения ту, что зафиксирована в минском меморандуме, а не фактическое положение, отличающееся в пользу ополченцев. Лавров пояснил, что именно с таким предложением Владимир Путин обратился к Петру Порошенко в минувший четверг.
Правда, постпред США при ООН Саманта Пауэр заявляет, что в реальности российский план, предложенный Путиным, «предусматривал легитимизацию территориальных захватов сепаратистов с сентября, а также пребывания российского персонала и военной техники на территории Украины». Именно поэтому, говорит Пауэр, Порошенко этот план «отверг».
Однако есть и другие причины. Киеву мало готовности Москвы вернуть Украине завоеванные ополченцами ДНР и ЛНР территории и позиции. Порошенко требует провести в Донецке и Луганске выборы по "украинским стандартам" и вернуть всю границу Донбасса с Россией под контроль Киева. И Кремль, судя по всему, на многое уже согласен.
После отвода вооружений на Юго-Востоке Украины потребуется налаживать политическую жизнь, в том числе путем проведения муниципальных выборов, и Россия поддержит этот процесс, заверил вчера Сергей Лавров. «Очень скоро, надеюсь, будет безразлично, кто в какую сторону сдвинул линию разграничения, потому что надо будет налаживать и экономическую жизнь, и политический процесс», – сказал он.
Как это истолковать, пока не ясно: говоря о поддержке «муниципальных выборов», Лавров не уточнил, имеет ли он в виду проведение местных выборов во всем Донбассе по украинским законам или считает возможным, чтобы «республики» и «украинский Донбасс» отдельно формировали местную власть на контролируемых ими территориях, или даже согласен на перевыборы руководства «республик». Но если Кремль поддержит идею перевыборов глав и парламентов ДНР и ЛНР, а тем более, вернет контроль Киева на границе, это поставит окончательный крест на идее независимости республик Донбасса, считает политолог из МГУ Александр Гущин.
А в Киеве заявления Лаврова называют дипломатической игрой. Никаких реальных шагов навстречу со стороны России нет, считает украинский политолог Владимир Фесенко. «Лавров говорит одно, а на Донбассе мы приблизились к риску большой войны: танковые атаки, обстрелы “Градами”. Если перевести слова Лаврова с пропагандистского языка на обычный, не важно, кто на каких территориях находится, главное — отвести тяжелое вооружение, а мы еще займем часть территорий», — считает украинский эксперт.
Источник «Росбалта» в вооруженных силах Донбасса заметил, что «Кремлю глубоко плевать, сколько там километров контролирует ДНР, а сколько Киев: надо будет – отдадут, надо – заберут. Нынешнее наступление ополчения это очередная попытка вынудить Киев для начала признать минские договоренности, а позже навязать Киеву федерализацию, - делится видением ситуации он. - Киев чувствителен даже к малейшим подвижкам на фронтах, внутриукраинская пропаганда ставит на "киборгов" и прочую агитшелуху, поэтому даже небольшие подвижки фронта для Киева болезненны».
Ситуация на линии фронта это, вроде бы, подтверждает: в ночь на четверг украинские военные признали, что «вынуждены были» покинуть территорию аэропорта Донецка. Такая информация появилась на официальной странице добровольческого батальона «Азов» в Facebook. Причина — все, что могло послужить как опорный пункт обороны, полностью уничтожено, пишет редактор киевского портала «Цензор.Нет» Юрий Бутусов.
Оправдать утрату символически и стратегически значимого форпоста Киев пытается «вторжением российской армии». В Давосе в интервью Bloomberg Europe TV Порошенко заявил, что «около 2 тыс. российских военнослужащих пересекли украинскую границу», а еще 8 тыс. уже находятся на украинской территории. Вчера МИД Украины заявил, что регулярная армия РФ захватила 500 кв. км украинской территории, в том числе, позиции ВСУ под Луганском в районе 29-го и 31-го блокпостов. Спикер украинского МИД Евгений Перебийнис считает, что цель наступления «русских» - отодвинуть фронт как можно дальше на запад к началу переговоров в Берлине и возможной встрече на президентском уровне в Астане.
Тем временем в Верховную Раду внесен законопроект об увеличении численности ВСУ на 66 тыс. человек. Премьер Арсений Яценюк утверждает, что в итоге общая численность украинской армии достигнет 250 тыс., а расходы Украины на войну в этом году составят 90 млрд грн или 5,2% ВВП. Кроме того, известно, что армия Украины использовала минувшее перемирие для накопления сил, украинский ОПК работал в три смены, в прифронтовой зоне копились живая сила и техника. То есть, Киев всерьез рассчитывает вернуть Луганск и Донецк силой. И непрекращающиеся обстрелы Донецка украинскими войсками, в ходе которых продолжали гибнуть мирные люди, это доказывают.
Правда, источники в Донецке и Луганске утверждают, что, несмотря на все это, сегодня вооруженные силы ДНР и ЛНР в совокупности не слабее украинской армии. Однако отодвинуть ее на безопасное расстояние от Донецка им пока якобы не разрешает Москва – там все еще рассчитывают впихнуть Донбасс в состав Украины на федеративных условиях и сделать вид, что Россия тут ни при чем.
Но, кажется, терпение уже кончается не только у населения Донбасса, но и у его руководства. Сегодня, после минуты молчания в память людей, погибших в результате обстрела остановки общественного транспорта, глава ДНР Александр Захарченко заявил о необратимости выхода республики из состава Украины и о том, что в ближайшее время подразделения ВСУ от Донецка будут отброшены. Мира больше не будет, дал понять он, сообщив СМИ, что «началась атака (украинской армии) на населенный пункт Опытный в районе Авдеевки». «ВСУ заняли выгодные рубежи вблизи аэропорта, и ведут артиллерийский огонь по силам противника как в самом аэропорту, так и на подступах к нему», - подтверждают и в Минобороны Украины.
«Понятно, что задача Москвы - любой ценой закрепить нейтральный статус бывшей Украины, не допустить иностранные контингенты на ее территорию, - говорит собеседник «Росбалта» в вооруженных силах ЛНР. - Но не думаю, что это удастся сделать в рамках выбранной тактики. Кремлю придется выбирать между открытым военным наступлением и еще более открытым геополитическим поражением».
Прогноз неутешительный. И как теперь быть с итогами последней берлинской встречи? Не перечеркнул ли сегодняшний день весь оптимизм, который дружно выражали министры «нормандской четверки» после завершения очередного раунда переговоров? Кажется, в самом Донбассе «разграничиваться» уже никто не собирается.
Виктор Ядуха
Перейти на страницу автора