Posted 25 декабря 2014, 21:05

Published 25 декабря 2014, 21:05

Modified 31 марта, 10:04

Updated 31 марта, 10:04

Загадки Керченского моста

25 декабря 2014, 21:05
Неожиданное заявление о необходимости согласовать строительство моста в Крым с Украиной связывают с надеждами "задобрить» Киев, добившись сухопутного транзита. Однако эксперты назвали эти "игры" бесполезными.

На днях крымский премьер Сергей Аксенов сделал крайне неожиданное заявление. Он сказал, что строительство моста через Керченский пролив, который планировалось сделать единственным сухопутным путем из Крыма в материковую Россию, откладывается на неопределенное время. Причина – надо согласовать проект с Украиной, которая тоже пользуется проливом для судоходства.

Заявление это почти без натяжки можно назвать шокирующим. О строительстве перехода через пролив долго спорили - мостом ему быть или тоннелем, но потом решили вроде бы окончательно – мост - и заговорили о нем на всех уровнях уже с марта, как только был присоединен Крым. Вопрос о необходимости строительства объявлялся решенным на уровне Минтранса, РЖД, Росавтодора, правительства, администрации президента. Об этом, как о бесспорной необходимости, говорили премьер-министр и президент России.

За все эти почти 300 дней, минувших с марта месяца, даже ни о каких консультациях с Украиной и речи не было. Всем было понятно, что Россия теперь полностью контролирует выход из Азова в Черное море, и Украина, чтобы не быть блокированной, по факту примет почти любые условия судоходства. Однако теперь Аксенов говорит, что необходимо согласование. По его словам, это связано «с международными юридическими нормами, согласно которым Азовское море — зона общего судоходства» (имеется в виду очевидно Венская конвенция – прим. авт.). Хотя очевидно, что Украина, бесплодные переговоры с которой о Керченском проливе РФ вела 20 лет, согласия на мост не даст.

Первое, что приходит в голову после заявления Сергея Аксенова – лоббизм более симпатичного ему самому проекта. Премьер Крыма не скрывает, что является сторонником прокладки тоннеля под Керченским проливом. Он прямо говорит: поскольку мост Украина все равно не разрешит, давайте строить тоннель. Еще в октябре полпред Крыма в Москве Георгий Мурадов заявлял, что мост будет «опасен» из-за погоды, и что «иностранные корпорации предлагают тоннель». По его словам, он обойдется в 60-80 млрд руб. (при тогдашнем курсе рубля), а за мост просят 228,3 млрд.

Но версия о коммерческом лоббизме не выдерживает критики. Во-первых, Сергей Аксенов как глава субъекта федерации вряд ли стал бы выходить с такими «внешнеполитическими» инициативами без согласования с Москвой. Во-вторых, в декабре глава Минтранса РФ Максим Соколов заявлял, что мост обойдется дешевле тоннеля, который, к тому же, подвержен сейсмическим рискам, поскольку под Керченским проливом проходит разлом земной коры. В-третьих, опыта строительства подводных тоннелей у России нет и без привлечения иностранных технологий и техники тут не обойтись. А получить их нельзя, потому что и на Крым, и за Крым наложены жесткие санкции.

Следовательно, за словами Сергея Аксенова стоит что-то другое. Что именно?

Не исключено, что это была попытка умиротворить Киев для достижения компромисса в других «крымских» вопросах. Примечательно, что в тот же день Аксенов объявил о достижении договоренности с Украиной о транзите электроэнергии на полуостров. Острым остается и вопрос снабжения двухмиллионного Крыма продуктами питания и водой – первое поступает преимущественно с Украины, второе не поступает вообще.

Заявление по поводу Керченского моста может быть также частью «размена Крыма на Донбасс». В России уже не скрывают, что хотели бы вернуть ДНР и ЛНР под контроль Украины в обмен на демократизацию ее внутреннего устройства. Глава МИД Сергей Лавров дает понять, что Москва не настаивает на федерализации Украины. Владимир Путин в ходе пресс-конференции не исключил вхождения Донбасса в «единое политическое пространство» Украины. Вчера об этом же заявил РБК «источник, близкий к Владиславу Суркову». Говорят об этом и в Общественном комитете поддержки Юго-Востока Украины, и в Совете федерации. Спикер парламента "Новороссии" Олег Царев не исключает сворачивания проекта и собственной деятельности в Донбассе. На вопрос «НГ» о том, каким он видит свое будущее, Царев ответил: «Придется в 44 года начинать жизнь сначала. Может быть, в Крым уеду, буду заниматься бизнесом».

Но пока, несмотря на эти шаги Москвы и на тяжелейшие экономические проблемы, которые помог бы решить донбасский уголь и валютная выручка металлургических предприятий региона, власти Украины не хотят поступаться своим унитаризмом и идеологией. Кроме того, там не скрывают, что хотели бы возложить бремя восстановления Донбасса на Россию. Да что там Донбасс: даже о транзите электроэнергии в Крым толком договориться не удалось – полуостров был полностью отключен Украиной в тот же день, когда Аксенов высказался по поводу моста.

Украинский политолог Алексей Блюминов считает заявление Аксенова признаком кулуарных переговоров Москвы с Киевом о гарантиях безопасного транзита грузов и людей из России в Крым через Украину. По его словам, с точки зрения расходов такой транзит стократ дешевле строительсттва мостов и туннелей. Но, скорее всего, пока это просто демонстрация жестов доброй воли. Дойдет ли дело до соглашений – зависит от тяжести экономического положения Украины и от хода борьбы за власть между Порошенко и Яценюком. Блюминов не исключил, что обесточивание Крыма в день примирительного заявления Аксенова по Керченскому мосту – дело рук подконтрольных Яценюку структур, которые стремятся сорвать достижение компромисса.

«Если решено строить мост, есть уверенность в экономической целесообразности проекта и решимость обеспечить его безопасность - согласования с официальным Киевом не нужны, - считает эксперт Центра изучения Центральной Азии и Кавказа Института востоковедения РАН Андрей Арешев. - Более того, они бессмыслены и бесперспективны в силу тотальной зависимости нынешних так называемых киевских властей от Вашингтона», - отмечает он.

А вот первый вице-президент Центра моделирования стратегического развития Григорий Трофимчук допускает, что о необходимости согласовать строительство моста с Украиной по международным нормам никто из российских чиновников за минувшие 10 месяцев просто не подумал. «В России много юристов, однако я допускаю, что ни одному из них даже не пришло в голову, что строительство моста через Керченский пролив находится в поле совместной юрисдикции двух стран», - говорит политолог. Возможно, весной в России рассчитывали, что Украина развалится и это избавит ее от необходимости строить мост, так как появится сухопутный маршрут через Донбасс, не исключает эксперт. «В итоге нет ни того, ни другого», - резюмирует он.

Политолог разделяет убеждение, что согласовать строительство моста будет невозможно. «К этим переговорам можно даже не подходить. В них будет учитываться вес каждого грамма угля, каждого киловатт-часа, которые Киев (точнее, Вашингтон) будет взвешивать на медицинских весах», - саркастически замечает Григорий Трофимчук.

Беспечность российских властей вызывает у эксперта недоумение. «Что сделано с середины марта 2014 года, когда этот субъект ушел в отрыв от Украины? – задается вопросом он. - Если руководству Крыма казалось, что Украина будет исправно, за деньги уж точно, поставлять на полуостров электроэнергию и пресную воду, то это как минимум странно. Хотя, если учесть, что Крымом руководят бывшие предприниматели, то ничего странного здесь нет, так как мышление бизнесмена не пересекается с мышлением политика. В итоге могут пострадать миллионы людей», - говорит политолог.

Виктор Ядуха

Подпишитесь