Posted 25 сентября 2014, 16:52
Published 25 сентября 2014, 16:52
Modified 31 марта, 11:26
Updated 31 марта, 11:26
Советник президента Порошенко, экс-премьер Крыма, депутат Верховной Рады Сергей Куницын заявил в эфире одного из украинских телеканалов, что Россия неизбежно попытается пробить сухопутный коридор в Крым через Юго-Восток Украины. Коридор нужен России потому, что переправа через Керченский пролив не справляется со снабжением полуострова. По его словам, встречные удары будут нанесены с двух сторон – со стороны Новоазовска и российской границы по Мариуполю, и из Крыма по Херсонской области, где сосредоточены все критически важные для Крыма коммуникации: шлюзы Каховского водохранилища, источники электричества и газовые трубы.
Куницын сообщил, что сейчас на севере Крыма в районе Армянска и Красноперекопска формируются бригады российских Вооруженных сил: сотни бронетранспортеров, танков, установок "Град" и т.п. По словам украинских пограничников, в небе постоянно летают российские беспилотники и военные вертолеты. А киевские СМИ сообщают, что «террористы продолжают отправлять диверсионные группы в Мариуполь».
Несмотря на договоренности о прекращении огня в Донбассе, подобные прогнозы публично высказывают сейчас многие украинские политики и эксперты. В начале сентября изложенное Куницыным почти слово в слово озвучил лидер крымских татар Мустафа Джемилев. А экс-глава «Укрспецэкспорта» (аналог «Рособоронэкспорта») Сергей Бондарчук назвал даже дату вторжения – 15 октября. С этого момента, считает он, Керченская паромная переправа окончательно встанет из-за штормов, и русским перед лицом гуманитарной катастрофы в Крыму просто не останется другого выхода, как захватить все украинское Приазовье, вплоть до Перекопа.
Для Киева все это отнюдь не досужие сплетни – Украина всерьез готовится к обороне. СМИ сообщают, что украинские пограничники в ожидании нападения спешно укрепляют 60-километровую границу между Херсонской областью и Крымом. На Каланчацко-Чаплынском направлении украинцы строят блиндажи, экскаваторы вырыли на границе ров, прилегающие поля заминированы.
Насколько адекватны подобные опасения и приготовления? Не являются ли они инструментом искусственного поддержания страха и истерии в украинском обществе перед досрочными выборами в Верховную Раду? Ответить на этот вопрос поможет анализ ситуации в Крыму, которая тоже очень мифологизирована, причем и с украинской, и с российской стороны.
В Киеве, по понятным причинам, заявляют, что «в оккупированном Крыму все плохо», хотя это, мягко говоря, не так. Но Крым действительно критически зависим от Украины, откуда он получает до 80% электроэнергии, 70-80% поставок продуктов питания и товаров первой необходимости, которыми невозможно снабжать 2,5-миллионный полуостров через паромную переправу. И если отключение электроэнергии Крым худо-бедно переживет с помощью массово завезенных из России мобильных электростанций, то политически мотивированная блокада выгодных украинским пищевикам поставок продовольствия в Крым гарантированно вызовет там голод.
Но главное сегодня для Крыма – вода. Напомним, что 85% потребляемой воды Крым получал из Днепра по Северо-Крымскому каналу. Минувшим летом, после того как Киев перекрыл канал в Херсонской области, земли сельхозугодий на севере и северо-западе Крыма высохли и начали засаливаться. Рисоводство и крупное овощеводство в Крыму уже практически погибли, жители традиционно занимавшихся этим сел остались без средств к существованию.
Остались без воды и города на северо-востоке полуострова. Инженерные войска РФ сумели решить эту проблему, расконсервировав советские артезианские скважины и оперативно проложив трубы в Старый Крым и Белогорск. Одновременно начались работы по переброске части стока крымских рек в водохранилища крупных городов – таких как Симферополь. Однако «не все так однозначно».
18 сентября председатель Госкомитета Крыма по водному хозяйству и мелиорации Игорь Вайль сообщил, что запасов воды в водохранилищах хватит населению на весь осенне-зимний период. Но запасы воды в Крыму распределены крайне неравномерно. «В Старокрымском водохранилище воды осталось лишь 25% от нормы, в Межгорном (Симферополь) – 30%, в Загорском (Большая Ялта) - 79,3%. Остро не хватает воды в Ленинском районе и Керчи, а в Севастополе воды осталось на 1,5 месяца», - говорит член-корреспондент Крымской академии наук Валерий Ляшевский.
Это подтвердил и глава управления капитального строительства Севастополя, заявивший недавно ИТАР-ТАСС, что в Чернореченском водохранилище, которое обеспечивает водой большую часть главной базы ЧФ России, осталось 13,9 млн кубометров воды. Чтобы обеспечить город водой, власти собираются восстановить 19 артезианских скважин, часть которых заброшена, а запасы другой части еще нужно разведать.
Судя по многолетней статистике притока воды в малые реки Крыма, ждать естественного пополнения водохранилищ не стоит, говорит Виталий Ляшевский. «Даже если какие-то осадки будут, то наши крымские горы их не отдадут. Они же, как губка: пока сами не напитаются, с нижележащими равнинами не поделятся. Процесс восполнения водных запасов может завершиться после таяния снегов, то есть в апреле 2015 года. Если посчитать, сколько Симферополь потребляет воды, и какие запасы есть в водохранилищах, то можно с большим оптимизмом сказать, что, например, Симферополю их хватит от силы на пять-шесть месяцев», - заявил ученый в интервью РГ.
Использование скважин, по словам Ляшевского, тоже не спасет, потому что поверхностные и подземные воды тесно связаны. «В прошлом веке Крым уже сталкивался с неконтролируемым отбором воды из подземных источников, в результате они начали пополняться минерализованной водой, и в части водных бассейнов вода была испорчена, - сообщает он. - Тогда в селах Танковое и Янтарное Красногвардейского района были поставлены экспериментальные установки, которые закачивали в подземные горизонты воду из Северо-Крымского канала. Теперь у нас и Северо-Крымского канала нет».
Поэтому ученый считает, что необходимо включать режим строгой экономии и продолжать переговоры о восстановлении работы Северо-Крымского канала. «Все взоры наши обращены к каналу, он должен работать, потому что в Крыму без него невозможно не только орошение сельхозземель, но и водоснабжение не может быть полноценным», - резюмирует он.
Однако идущие с весны переговоры по каналу пока не приносят результатов. В июне глава рабочей группы по водоснабжению при Государственном Совете Крыма Эдин Гафаров сообщил, что власти Крыма готовы увеличить плату за воду, поставляемую по Северо-Крымскому каналу из Украины, с 0,06 до 0,4 грн за кубометр. По словам Гафарова, Крым готов также выплатить украинской стороне долг в размере 1,74 млн грн и выдать технику, находящуюся на балансе Северо-Крымского канала, тем самым выполнив условия, выдвинутые украинскими властями. Однако в Киеве тогда не согласились. Не готовы там на компромисс и сегодня: на днях Херсонская администрация даже сообщила, что подступы к головному сооружению Северо-Крымского канала и Каховской ГЭС заминированы.
Между тем, к водной проблеме прибавилась и обострившаяся транспортная. Только в сентябре Керченская паромная переправа простаивала из-за штормов в общей сложности больше недели. Заложниками шторма к 19 сентября стали тысячи машин и автобусов. Многие туристы опоздали на поезда, люди в очередях устраивали стихийные митинги. И это еще шторма по-настоящему не начались. А ведь зимой Азов иногда замерзает, и потом льдины несет через пролив в Черное море – если такое случится, о переправе придется надолго забыть.
Так что, судя по фактам, основания опасаться желания Москвы проложить «коридор» у Киева есть. Пока Путину и Порошенко удастся поддерживать иллюзию перемирия на Донбассе, но оно, скорее, медийное: позиционная война продолжается. Крупный бизнес с обеих сторон ищет компромисс, в рамках которого можно было бы поднять и вопрос водоснабжения Крыма. Однако и поддерживаемые Западом украинские «ястребы», и ополченцы настроены продолжать военные действия. Если после досрочных выборов в Верховную Раду полномасштабная война возобновится, нельзя исключать ничего.
Виктор Ядуха