Posted 27 августа 2014, 17:00
Published 27 августа 2014, 17:00
Modified 31 марта, 11:54
Updated 31 марта, 11:54
В День Независимости, который украинцы праздновали в минувшее воскресенье, по центру Краматорска колонной с желто-голубой символикой прошли тысячи его жителей. Несколько десятков людей предпенсионного возраста несли большой украинский флаг. Эту новость широко обсуждали в украинских СМИ.
До начала АТО Краматорск был одним из тех городов, где местные жители заявляли о "смерти Украины" и топтали ее флаги. Что изменилось? 44-летний местный сварщик Алексей объясняет это так: "Когда все только начиналось, мы думали, что если поддержим Россию, то все пройдет без войны, как в Крыму. А теперь люди понимают, что у нас небольшой выбор: или война, или мирная, хоть и унылая, жизнь на Украине. Все выбирают второй вариант".
32-летняя торговка фруктами Евгения имеет другие объяснения: "С тех пор, как тут украинские силовики, в поддержку России люди боятся выходить. Вдруг расстреляют! А так, настроения тут не однозначно украинские. 50 на 50. До войны было 80 на 20 в пользу отделения. Но теперь у нас нет выхода - приходится смириться".
В каждом из городов, вновь ставших «украинскими», и правда, есть немало людей, которые встречали «освободителей» аплодисментами. Так было, например, в Северодонецке.
Местные жители уже даже начинают мало-помалу сотрудничать с украинскими военными. Здесь теперь совсем нет милициии, и, например, в городке Счастье сотрудники Донбасской топливно-энергетичечской компании по вечерам преващаются в "дружинников" и патрулируют город самостоятельно. «Мы даже купили обмундирование. Милиции нет, приходится все делать своими руками", - объясняет руководитель антикризисного штаба ДТЭК, принадлежащей Ринату Ахметову, Дмитрий Сахарук. Дружины добровольцев не только следят за порядком, но и убирают город, разбирают баррикады, рисуют на асфальте краской стрелки, указывающие направление ближайших бомбоубежищ.
Большую проблему для новых-старых властей представляют заминированные здания и поля. В лесных зарослях также то и дело встречаются растяжки. Людей предупреждают, что ходить там опасно. Волонтеры вместе с военными проводят осмотр всех зданий до того, как пускать в них людей. Но все равно боятся, что жертвы еще могут быть. По украинскому ТВ активно распространяют ролики, в которых жителям освобожденных городов “запрещается прикасаться к незнакомым предметам”. Памятки о том, как нужно себя вести, если увидели что-то похожее на мину или снаряд, волонтеры расклеивают на городских улицах.
В ожидании зимы
Мало-помалу восстанавливается разрушенная инфраструктура. В частности, в Краматорске почти восстановлено электро- и водоснабжение, заработали магазины и аптеки. Жители, у кого есть деньги, самостоятельно вставляют окна в квартирах, привозят бойлеры. Те, у кого денег нет, рассчитывают, что власти, как и обещали, быстро все починят. Но восстановление идет медленнее, чем ожидалось. Например, в Лисичанске, который украинские военные заняли одним из последних, до сих пор в большинстве домов нет света. Газа и воды тоже. Вообще, одна из главных проблем в подконтрольных украинским властям городах в Донбассе - водоснабжение, говорит народный депутат Верховной Рады от партии “УДАР” Егор Фирсов.
Со связью тоже беда. Операторы “Киевстар” и “МТС” предоставляют свои услуги далеко не во всех городах. И возвращаться в регион, охваченный войной, не торопятся. Разве что только Life уже отчитался, что возобновил работу в 12 городах Донецкой области и в шести городах и трех районах Луганщины.
Власти признают, что инфраструктурные проблемы в освобожденных городах очень серьезные. Дмитрий Сахарук обрисовал проблему так: "Зима наступает через два месяца, а мы не готовы войти в зиму вообще". То есть, как будут отапливать квартиры в городах на Донбассе и будут ли в принципе, пока совсем непонятно. Сахарук добавил, что энергетики ДТЭК уже восстанавливали разрушенные энергосети неоднократно. Электроснабжение Авдеевского коксохимзавода нарушалось 13 раз. "Нет перспектив нормальной жизнедеятельности городов, пока не прекратятся боевые действия", - уверен он.
Все проблемы, связанные с проведением восстановительных работ, украинские власти связывают с "террористами": мол, те намеренно разрушали ключевые объекты коммунального хозяйства. Но, пожалуй, большинство жителей в такую трактовку событий не верит.
Многие жалуются, что их дома были разрушены в ходе обстрелов силовиками, и хотя власти обещали предоставить таким семьям жилье, - слово свое они не держат. Такая ситуация, например, волнует сотни людей в Славянске. "Когда в первые дни бригады волонтеров быстрыми темпами начали разбирать завалы, мы поверили, что так же быстро они начнут и восстанавливать наши квартиры. Но на уборке заваленных бетонных плит все закончилось. Живем пока у родственников, что делать - не знаем" - рассказывает жительница многострадального города Татьяна.
Другая жительница Славянска, 56-летняя Лидия Ивановна, жалуется что работы идут плохо, впрочем, "от украинского государства ничего другого и не ждали". "Войны нет - и слава Богу. Но что будем делать зимой, ума не приложу. Наверное, многие из тех, кто вернулся и у кого родственники живут в других городах, в октябре-ноябре поедут обратно, прятаться от морозов", - прогнозирует она.
Недовольны бездействием властей и многие предприниматели: "Мой бизнес пострадал от артобстрела. Помещение было застраховано. Но в страховке указано, что я могу претендовать на компенсацию в случае военных действий. О проведении АТО там нет ни слова. Следовательно, так как в нашем городе формально боевые действия не велись, страховка мне не поможет", - рассказывает славянская предпринимательница Оксана.
Ответов на вопрос, собирается ли кто-то возмещать ей ущерб, в госорганах никто не дает. "Вроде бы обещают помочь с восстановлением. Но когда и в каком объеме - неизвестно. Сама же я боюсь начинать ремонтные работы, так как потом просто не смогу доказать, что вообще понесла убытки", - жалуется женщина.
Хлеб насущный
Одна из главных проблем «освобожденных» городов Донбасса - дефицит продовольствия. Ассортимент в торговых точках почти повсюду пока что сильно ограничен. Продавцы признаются, что перебои с продуктами есть и серьезные. Связи с поставщиками магазинам приходится налаживать заново.
Киевляне по-прежнему часто отказываются поставлять свою продукцию и отправлять водителей в неспокойный регион. Бесперебойного снабжения продовольствием нет, признают власти, поэтому в магазинах катастрофически не хватает всего. На помощь приходят волонтеры с гуманитаркой, но порой люди от нее шарахаются. "Даже когда людям раздают гуманитарку, они все равно боятся. И не могут понять, почему кто-то что-то им бесплатно раздает", - говорит и.о. председателя Луганской облгосадминистрации Ирина Веригина.
С другой стороны, люди рады даже тому, что им стали начислять пенсии и зарплаты, заработали банкоматы, магазины и аптеки. "Можем хоть как-то сейчас выживать. А то ужас ведь был. Жить в изгнании в Киеве мы не хотели. Да и денег на это не было: дорого жить вне дома", - объясняет 35-летний бухгалтер Ольга. По ее словам, сейчас у людей есть деньги, чтобы “хоть что-то купить”, “хотя бы хлеб и молоко в магазинах”. По сравнению с тем, что эти люди пережили, - это почти праздник какой-то.
В городах, подконтрольных украинским силовикам, люди почему-то все реже обсуждают войну, и все чаще — как жить дальше. Хотя, пока война не закончится, вряд ли их существование можно будет назвать жизнью.
Валентин Мальцев