Posted 15 июля 2014, 19:20

Published 15 июля 2014, 19:20

Modified 31 марта, 12:36

Updated 31 марта, 12:36

Царева Новороссия

15 июля 2014, 19:20
Возвращение российских провластных СМИ к подзабытому с весны термину «Новороссия» совпало с признанием экс-регионала Олега Царева главой объединенного парламента ДНР и ЛНР. Это проливает некоторый свет на украинские планы Москвы.

Во вторник РБК со ссылкой на исследование «Медиалогии» сообщило, что государственные и окологосударственные СМИ РФ резко вернули в свой украинский политический лексикон слово «Новороссия». Этот историко-географический термин «времен Очакова и покоренья Крыма», объединяющий все нынешнее украинское Причерноморье, впервые громко прозвучал во время прямой линии с Владимиром Путиным 17 апреля. И прозвучал явно не случайно. Именно тогда была предпринята попытка превратить разобщенную фронду Донбасса, оплаченную местными олигархами для торга с Киевом, а потом вышедшую из-под их контроля, в единое движение.

Возглавить его попытался часто контактировавший с Москвой и умеренно харизматичный бизнесмен из Партии регионов Олег Царев. Движение, которое он буквально перед этим создал, как раз и называлось «Новороссия». Но Донбасс Царева не принял. Памятные весенние кадры: митинг, трибуна, в числе сменяющих друг друга ораторов Царев. «Новороссия!», - кричит он. «Россия!», - огрызается толпа. Людей можно понять: и «федерализацию», и «Новороссию» в регионе изначально воспринимали как стыдливые эвфемизмы слова «Россия».

Но, как бы то ни было, к маю на кастинге в Москве побывали уже многие из новых лидеров региона. Доверия к ним, видимо, возникло меньше, чем к системному политику Цареву. Вероятно, поэтому проект «Новороссия» был заморожен, а слово это на два месяца исчезло из российских провластных СМИ. И вот 27 июня оно вдруг воскресло.

Согласно исследованию «Медиалогии», на которое ссылается РБК, в этот день на сайте РИА Новости появилось выражение «Украина и Новороссия». Под таким заголовком стал выпускаться ежедневный онлайн-репортаж, ранее выходивший под заголовком «Украина, ДНР и Луганская республика» или «События на востоке Украины». Если до 27 июня слова «Украина» и «Новороссия» появлялись в сообщениях РИА Новости и ИТАР-ТАСС два-три раза в сутки, то после этого – более 50 раз в сутки. В сюжетах «Первого канала», «России 1″ и НТВ «Новороссия» упоминается в среднем три-пять раз в день (пик сообщений о Новороссии приходился на 26 и 27 июня, 16 и 21 сюжет соответственно). Собеседник РБК в одном из финансируемых государством СМИ подтвердил, что существует требование употреблять термин «Новороссия». По словам федерального чиновника, Украина уже не воспринимается как целостное государство, а именно как «Украина и Новороссия», и закрепление такой терминологии в массмедиа – естественный процесс.

Что же произошло 27 июня? За день до этого Олег Царев возглавил объединенный парламент союза ДНР и ЛНР. Иными словами, произошло то, чего не случилось в апреле – Донбасс принял этого политика, несмотря на то, что «региональный» бэкграунд в этим регионе, охваченном антиолигархическими настроениями, сегодня скорее минус, чем плюс.

Разумеется, апрельский и июньский Донбасс – очень разные явления. Сегодня, при всех сохраняющихся противоречиях, это уже не тот политический «борщ», главным компонентом которого были креатуры олигарха Рината Ахметова. В Донецк вошли обстрелянные и организованные силы Игоря Стрелкова. Проукраинский мэр Донецка бежал в Киев. Командир батальона ополченцев «Восток» Ходаковский, которого многие ополченцы считают "агентом Киева", перешел на полулегальное положение. Один из первых лидеров ДНР Денис Пушилин, которого связывают с Ахметовым, не возвращается из Москвы. В руководство ДНР, помимо Александра Бородая, вошел бывший министр госбезопасности Приднестровья Владимир Антюфеев. А в руководстве ЛНР появились недавний топ-менеджер «Реновы» по GR Марат Баширов и опытный московский финансист Дмитрий Семенов.

Тяжелые бои 13-14 июля показали, что войска Киева не смогли ни отрезать Донбасс от границы с РФ, ни изолировать Донецк от Луганска, ни разблокировать свои окруженные группировки. Появились сообщения о странном отступлении украинских войск от главных городов Донбасса, которые они обстреливали из орудий накануне. Причина пока не ясна: Стрелков говорит, что это точно не следствие действий ополченцев. В Киеве ходят слухи о «новом пакте Молотва-Риббентропа». И наконец, все больше свидетельств, что военная помощь ополченцам из России – это не просто краудфандинг. Так, 15 июля у ополченцев впервые зафиксированы 122-мм САУ «Гвоздика». А очевидцы падения сбитого в этот день Ан-26 ВВС Украины уверены: самолет уничтожила ПВО РФ, которая якобы ввела тем самым необъявленную бесполетную зону в приграничных районах Донбасса.

Как бы там ни было, можно сказать, что управляемость Донбасса, как независимой от Киева экономической и политической системы, выросла. И теперь, пусть все еще очень проблемную, но уже обретающую контуры пирамиду военного и экономического управления можно увенчать единой политической структурой в виде «Новороссии» – как и планировалось изначально.

Структура эта обретает уже некоторые бюрократические черты: например, создан «Народный фронт Новороссии» (НФН). Сопредседатель НФН, глава «Комиссии по расследованию преступлений киевского режима» Константин Долгов (харьковский оппозиционный журналист, бежавший в Москву от репрессий) объявил о сборе информации для «черного списка» украинских функционеров, причастных к преступлениям на юго-востоке. Уполномоченный по правам человека МИД РФ заявил о поддержке НФН. По странному совпадению, зовут российского дипломата тоже Константин Долгов.

Впрочем, каковы границы Новороссии XXI века, и совпадут ли они с границами Новороссии века XVIII, говорить пока слишком рано. Все еще может измениться, причем самым неожиданным образом.

Виктор Ядуха

Подпишитесь