Posted 11 июля 2014, 15:17
Published 11 июля 2014, 15:17
Modified 31 марта, 12:39
Updated 31 марта, 12:39
Сегодня «Коммерсант» опубликовал шокирующие цифры: за три месяца боевых действий на Донбассе, в ходе которых, по оценкам главы ведомства Константина Ромодановского, в Россию прибыло не менее 400 тыс беженцев, статус беженцев смогли получить лишь 10 граждан Украины. Ранее сообщалось, что ФМС под разными предлогами склоняет их к получению «временного убежища», однако даже этот статус получили всего 626 человек. Остальные сотни тысяч человек, потерявших кров и близких на войне, к которой, так или иначе, причастна РФ, она не отличает от гастарбайтеров, которым надо каждые 90 дней покидать территорию РФ, и в случае нарушения этого правила может депортировать. Федеральная миграционная служба только сейчас озаботилась изменением этого вопиюще неадекватного порядка, представив в правительство законопроект об упрощении получения временного убежища. Об упрощении получения статуса беженца речь в нем не идет. Но не факт, что Белый дом примет даже этот документ.
Ситуация с приемом украинских беженцев в России – двуликий Янус. В летних лагерях, санаториях и других местах временного размещения их принимают очень тепло и щедро снабжают всем необходимым. Об этом свидетельствуют и власти регионов размещения, и волонтеры, и сами беженцы. Чиновники, психологи и медики ряда приграничных с Украиной областей РФ работают без выходных, чтобы решать текущие проблемы оказавшихся в тяжелой ситуации семей. Отзываются и простые россияне, многие из которых размещают беженцев у себя дома. Но как только речь заходит о решении долгосрочных проблем, связанных с уравниванием в правах с россиянами – государство перестает видеть беженцев в упор.
Ранее СМИ, со ссылкой на анонимные источники в ФМС, сообщали, что чиновникам ведомства спущено распоряжение под разными предлогами отказывать гражданам Украины в статусе беженца, предлагая другие варианты оформления статуса. Журналист и правозащитник Валерий Панюшкин детально описывал, как обратившихся в офисы ФМС граждан Украины склоняют к получению «временного убежища», подсовывая соответствующий пакет бланков. Это позволяет государству лишать беженцев права на жилье, материальную помощь, медицинскую страховку и права работать в России.
Закон «О беженцах» ФЗ N4528 от 19.02.1993 предполагает два способа обустроить в России людей, бежавших в Россию от войны. Людей этих можно признать беженцами (ст. 1), а можно предоставить им временное убежище (ст. 12), напоминает Валерий Панюшкин. Разница в том, что беженец может рассчитывать на временное жилье, материальную помощь, медицинскую страховку и — главное — обладает правом законно работать на территории России. Иными словами, беженец обладает теми же правами, что и российский гражданин, только временно. А «временное убежище» — это всего лишь право законно пребывать на территории России. Украинец с «временным убежищем» просто не обязан выезжать из России каждые 90 дней, как обычный приезжий.
Беженцам из Краматорска, обратившимся за помощью в фонд «Правонападение», в московском управлении Федеральной миграционной службы вообще бесстыдно предложили подписать заранее заполненный бланк заявления: «Прошу рассмотреть мое заявление о предоставлении временного убежища на территории Российской Федерации без процедуры рассмотрения ходатайства о признании беженцем на территории Российской Федерации».
Между тем, согласно приказу ФМС России N352 от 19.08.2013, в течение пяти дней миграционная служба должна рассмотреть заявление и решить, принимает ли его. И если принимает, то дать справку о том, что заявление принято, и дата рассмотрения ходатайства по существу назначена. С этой справкой гражданин Украины мог бы законно не покидать Россию дольше 90 дней. И вот эти-то справки в ФМС и не выдают, пишет Панюшкин.
Почему Федеральная миграционная служба так себя ведет? По одной из версий, причина – желание Минфина РФ сэкономить. Дело в том, что сейчас правительство РФ пытается максимально сократить расходы федерального бюджета на беженцев, возлагая их на регионы. Эту версию высказывают эксперты и чиновники в Ростове-на-Дону, который давно захлебывается от вынужденных переселенцев, но получил от Москвы на их содержание всего 240 млн рублей при потребности 350 млн руб на каждый месяц.
Но есть, видимо, и другие мотивы. На многочисленных форумах, где обсуждаются проблемы беженцев, всплывают шокирующие вещи. «Только сегодня была в ФМС в Москве по ул. Пятницкая, 2, - пишет 7 июля некая "Юлия". - Мне сказали, что статус беженца не дадут. Только временное убежище. На мой вопрос, почему, мне ответили, что статус беженца получают только МВД из Украины и спецслужбы и высокопоставленные люди».
Кто же они, эти 10 счастливчиков, получивших статус беженца за все месяцы войны? Может быть, бывшие бойцы «Беркута», которых устроили в московский ОМОН?
Никто из чиновников, безусловно, подобную феодально-сословную сегрегацию публично не признает. Однако есть немало косвенных свидетельств нежелания наделять вынужденных переселенцев правами на долговременную помощь и трудоустройство в России.
Например, 27 июня Тульская облдума внесла в Госдуму РФ законопроект о снятии бюрократических препон при получении украинскими беженцами российского гражданства. Туляки предлагают гражданство жителям юго-востока Украины предоставлять в течение месяца, без промежуточных этапов вроде временного проживания и вида на жительство, и при этом не заставлять их отказываться от украинского гражданства. Согласно законопроекту, заработок для себя и своих семей они смогут искать сразу, для чего отменяются все ограничения, в том числе и для российских работодателей. Право на гражданство бегущие от войны люди, по предложению туляков, могут получать задним числом с 1 января 2014 года.
Однако в Госдуме положили эту инициативу под сукно и дали понять, что она «непроходная». Вместо этого, сообщили 27 июня в нижней палате, ожидается принятие одобренного правительством постановления, согласно которому ФМС будет давать украинцам временное убежище не за три месяца, как сейчас, а за три дня. К ним решено не применять никаких оснований для отказа на пребывание в России, не будут в их отношении действовать нормы о различных выдворениях, реадмиссии и высылках.
И вот сегодня Федеральная миграционная служба представила на общественное обсуждение на сайте regulation.gov.ru проект постановления правительства об упрощении получения временного убежища беженцами с Украины. Как следует из пояснительной записки, для его получения будет достаточно подать заявление в отделения ФМС и указать, что бежать в РФ вынудили боевые действия на Украине. Проект обязывает глав регионов выделить места для временного размещения беженцев.
Снова подчеркнем: временное убежище дает переселенцам и членам их семей право на питание, медицинскую помощь, размещение в пунктах временного содержания, единовременное денежное пособие. Но ни о гражданстве, ни о работе, ни о постоянной денежной помощи, ни о предоставлении медстрахового полиса в проекте по-прежнему ничего не сказано.
Между тем, вчера в МЧС заявили, что режим чрезвычайной ситуации в связи с наплывом беженцев с Украины введен в Ростовской, Волгоградской и Астраханской областях, в Калмыкии, Ставропольском крае и Севастополе. По данным ФМС, за четыре месяца граждане Украины подали 1445 ходатайств о признании беженцами и 9604 заявления о предоставлении временного убежища. Более 100 тыс. жителей соседнего государства обращались за консультациями по поводу определения своего статуса в РФ. При этом в июне по сравнению с маем количество ходатайств и заявлений возросло вчетверо. По прогнозу ФМС до конца года за убежищем обратятся еще около 120-150 тыс. человек. Всем им для получения убежища все еще надо ждать около 3 месяцев.
Это, безусловно, большой прогресс для российской бюрократической машины: до начала боевых действий на Украине ФМС удовлетворялись всего 10% поступающих заявок об убежище.
Еще одна, очевидно хорошая, новость: ФМС предлагает ввести мораторий на депортацию граждан Украины РФ до особо указания правительства. Тот же «Коммерсант», со ссылкой на правозащитника Светалну Ганнушкину, пишет, что все последние месяцы, пока на Украине идут война и политические чистки, российские власти, как ни в чем не бывало, готовили вынужденных переселенцев с Украины к депортации.
Павел Кривошеев