Posted 2 июля 2014, 19:58
Published 2 июля 2014, 19:58
Modified 31 марта, 12:48
Updated 31 марта, 12:48
Первые дни после длительного перемирия для Луганска были ошеломляющими. Ощущение сложилось, что нацгвардия накапливала силы , чтобы нанести мощный удар по очагу сопротивления. Что имеем в результате? Разрушенные и сожженные жилые дома и заправки в районе линии фронта и блокпостов, обстрелянный дачный кооператив и школы, несколько авиаударов практически по центру города и десяток трупов. Среди них ополченцы, солдаты и мирные жители.
Хозяйка квартиры в квартале Гаевой рассказала, как в ее дом неожиданно влетел бронебойный подкалиберный противотанковый снаряд, который пробил три стены в квартире пенсионерки. «Я сидела на кровати, только вымыла полы и навела порядок в доме. Две недели до этого болела и не убирала. А тут постирала постельное белье и решила сменить его. Сидела на кровати, как резко что-то пролетело. Я почувствовала жар в ногах, меня, видно, опалило волной. Если бы я села чуть ближе к стене, то, наверное, не выжила бы. Бог меня спас, я верующая, у меня в доме много икон, видимо, они и спасли. Я пережила одну войну. Не думала я, что придется пережить еще одну. Но эта страшнее, тогда хотя бы убивали фашистов. А сейчас? Свои бьют своих, мне от этого очень страшно», - рассказала женщина.
Не война, а именно эти неожиданные обстрелы города пугают луганчан, так как они не знают, чего им ожидать от украинских солдат. Если раньше регулярные налеты авиации оставляли горожан чуть ли не равнодушными, то сейчас приводят в ужас, так как армия с особой жестокостью стала бомбить жилые массивы, где вовсе нет ополченцев и военной техники.
«Верю, что скоро все закончится. Будет мир и спокойная жизнь. Надеюсь, что ЛНР удастся отбить атаки и выгнать нацистов. Если они так долго простояли, то, видно, шансы у них есть», - надеется горожанка Эльвира.
«Я очень боюсь самолетов. Они приводят меня в ужас. Еще две недели назад я так не паниковала. А теперь не знаю, чего от них ожидать. Вчера они сбросили бомбы в жилой массив на медгородке, а в районе ВВАУШ попали в посадку - там регулярно ходят люди. Это чудо, что никто не пострадал», - рассказывает луганчанка Евгения.
«Нас расстреливают, как для забавы. Будто смеются и стреляют по жилым домам. Не знаю, может, конечно, в армии одни косорукие. Но люди, которые обучены военному делу, будут обстреливать базы и блокпосты, а не жилые дома», - рассуждает пенсионер Иван Сергеевич из поселка Металлист, где возобновились бои.
Сейчас в этом близлежащем районе Луганска людей практически нет, многие перебрались в более безопасные места, а остальные во время боевых действий прячутся в погребах собственных домов. «У нас через два дома во двор соседке попал снаряд, половину дома разнесло. Конечно, мы оттуда с дочкой сбежали, сейчас живем в центре у знакомых. Как надолго, не знаем - пока не выгонят. Но там у меня осталась мать и бабушка, они не захотели уходить. Сейчас практически живут в подвале дома», - рассказывает жительница пригорода Светлана.
О том, что в этих районах сейчас небезопасно, говорят и рядовые бойцы «Армии Юго-Востока». «По территории Металлиста и Каменобродского района работают снайперы и наводчики. Я бы вообще не советовал без надобности в этих районах передвигаться. Убивают они всех подряд. Если только засекают в квадрате четырех хаотично двигающихся людей, то сразу начинают минометный обстрел. Вычисляют и с помощью наблюдения и по сигналам мобильных телефонов», - рассказывают ополченцы, находящиеся на постах на подъезде к Металлисту.
Там же отмечают, что нацгвардия регулярно ведет хаотичный обстрел территории. Однако бойцы обещают держаться и победить, и, знаете, в их словах слышна не только надежда, но и уверенность. «У нас ведется бой с расчетом один наш к их тридцати. Вы видите, что их намного больше нас. Но мы так долго стоим, так держимся. Это потому, что мы здесь отстаиваем свою землю, а не атакуем», - рассказал, между прочим, уроженец Запорожья, который прибыл сюда на подмогу.
В то время, как на окраинах города гибнут мирные люди, информация об этих жертвах в украинских СМИ отсутствует. Однако журналисты, не переставая, несколько дней подряд тиражировали информацию о смерти в подвале здания ОГА взятого в плен председателя Луганской «Просвиты» Владимира Семистяги. Сначала прошла информация о том, что ополченцы захватили Семистягу, потом о том, что отобрали у него квартиру, позже, что Семистяга умер в подвале ОГА, потому что ополченцы не давали ему лекарства, которые он должен был принимать после недавней операции. Понятно, это повергло в шок не только друзей Семистяги, но и обычных людей. Позже майдановцы, правда, распространили информацию о том, что Семистяга все же жив, но находится в здании ОГА. Однако все оказалось иначе.
Как рассказал комендант ЛНР Сергей Грачев, ополченцы Семистягу ни разу к себе не привозили. «Мы никогда не задерживали Семистягу. Мы даже не знаем, кто он такой. Слышали, что националист, но у нас на всех националистов просто нет ни времени, ни людей. Нам они не интересны. Мы занимаемся борьбой с мародерством. Отлавливаем тех, кто грабит и убивает людей, прикрываясь именем ЛНР. Да, такие задержанные у нас есть», - сказал Грачев.
На первый взгляд, не совсем понятно, зачем «инфобомба» про Семистягу была вброшена на «просторы СМИ». Однако если поразмыслить, то становится понятно, что такими «бомбочками» просто отвлекается внимание людей от кровавых будней на фронте. Поэтому информационное пространство просто забросали сообщениями о якобы похищенных людях. Особой популярностью пользуются новости о «похищениях» журналистов. Отмечу, что термин «похищение» ополченцы меня попросили в разговоре не употреблять. «Мы не похищаем, мы задерживаем», - сказал один из бойцов АЮВ.
А сегодня и мне «посчастливилось» быть «похищенной» в районе Металлиста. Там меня остановили несколько бойцов с оружием, культурно попросили рассказать, откуда я пришла и зачем. Руки мне никто не связывал, и никто меня, конечно же, не бил. Так вот, с места, где произошло задержание, меня забрал командир отряда. Он объяснил, что ходить в зоне АТО просто так крайне опасно (могла и на мины нарваться - хорошо что задержали!), и мое передвижение по лесу с фотоаппаратом его подчиненным показалось подозрительным. Он попросил не обижаться, что ему придется доставить меня в комендатуру ЛНР, где, скорее всего, мне придется пробыть сутки, так как информацию, которую я могла получить во время пешей прогулки в лесу, в течение 24 часов никто не должен знать. В период, пока я была на временной базе ополченцев, мне удалось с ними пообщаться, и отмечу, что никакой агрессии ко мне они не проявляли.
Бойцы «Армии Юго-Востока» говорят, что войны не боятся, а лишь не хотят жертв среди мирного населения, и заверяют, что им в скором времени удастся выбить нацгвардию с окраин города. Ополченцы мне говорили, что украинская армия ведет ожесточенные бои, никого не жалея. «Расстреливают мирное население, уничтожают жилые дома. Так пытаются напугать. Во время перемирия они подтягивали к городу технику. Здесь не стоит даже говорить о какой-то воинской чести», - рассказывает один из бойцов.
Когда меня доставили в комендатуру, то отчитали как маленькую девочку, которая ушла из дома без спроса. Заместитель коменданта как-то по-отцовски строго выругал меня не за то, что я «шпионила», а за то, что, не дорожа жизнью, одна пошла в небезопасное место, и попросил больше так никогда не делать. Естественно, в комендатуре проверили все фото, которые мне удалось сделать, поскольку ничего секретного на них не оказалось, то удалять ничего не пришлось. После непродолжительной беседы в здании ОГА меня отпустили домой. Вот так и закончилось мое «похищение».
И как бы хорошо завтра больше по таким местам не ходить! И не потому, что нельзя, а чтобы просто незачем было.
Александра Хандрамай, Луганск