Posted 29 мая 2014, 07:46
Published 29 мая 2014, 07:46
Modified 31 марта, 13:22
Updated 31 марта, 13:22
Освобождение российских журналистов при посредничестве Рамзана Кадырова, а также сообщения об участии чеченских боевиков в украинской войне на стороне ополченцев не оставляет сомнений, что лидер Чечни уже не только претендует на особую роль гордой северокавказской республики в самой России, но и стремится к самостоятельной роли уже и на международной арене.
«Рамзан Кадыров – это человек, который выжил, благодаря тому, что занимает более пророссийскую позицию, чем сам Кремль», - считает американский специалист по межнациональным конфликтам в СНГ Пол Гобл. C мнением исследователя трудно не согласится. Статьи в чеченской прессе могут уже с успехом конкурировать не только с туркменскими СМИ, но даже и с северокорейскими.
Вот, например, что пишет на сайте агентства «Грозный-иформ» политолог, председатель Комитета по международным, межпарламентским связям, национальной и информационной политике Парламента Чечни Джамбулат Умаров: «Спасибо Вам, Владимир Владимирович… Спасибо, за Россию и сопричастность к ее боли и чаяниям, которые Вы в нас разбудили. Спасибо, от всего искренне преданного Вам чеченского народа за то, что теперь, из поколения в поколение, из уст в уста, мы будем рассказывать своим детям, внукам и правнукам, пока стоит этот свет, о том, как в блистательную эпоху Владимира Путина у истоков возникновения новой, реформированной и сильной державы стоял такой патриот и государственный деятель России, как Рамзан Кадыров».
Однако в обмен на эту безграничную преданность и Владимир Путин идет на беспрецедентные уступки. Рамзан Кадыров обладает такой самостоятельностью, которая и не снилась Джохару Дудаеву, а Чечня де-факто уже стала исламским государством с четкими признаками чисто восточной деспотии. Правда, последние события говорят, что даже этого привилегированного Рамзану Кадырову мало. То, что руководитель одного из субъектов России договаривается о выдаче российских журналистов, выглядит достаточно странно. По сути, Чечня выступила, как самостоятельная держава, как посредник в конфликте между Москвой и Киевом.
То, что украинские власти восприняли Рамзана Кадырова как серьезного посредника, несомненно, сенсация. Можно, конечно, предположить, что еще отец Рамзана, будучи муфтием дудаевской Чечни, установил тесные контакты с украинскими добровольцами, воевавшими на стороне сепаратистов, а Кадыров-младший лишь использовал те давние связи. Однако, источники «Росбалта» в Киеве категорически опровергли эту версию. По их мнению, на Украине очень влиятельная чеченская диаспора (которая в отличие от России себя не афиширует), среди которой есть по-настоящему богатые люди. Как убеждены информаторы, именно этих людей чеченский лидер и использовал как средство воздействия на Киев.
Однако вне зависимости от того, какая версия верна – главное другое: Рамзан Кадыров убедительно доказал, что сфера его влияния не ограничивается одним Северным Кавказом. Хотя при этом он сам подчеркивал, что действует только в соответствии с указаниями президента РФ.
Очень запутана информация и об участии «кадыровцев» в украинских конфликтах. Хотя сайты северокавказских сепаратистов и утверждают, что пункты вербовки наемников на Украину в Чечне есть повсюду, местным журналистам так и не удалось обнаружить ни одного из них, а сам лидер Чечни категорически отрицает участие жителей республики в украинской войне. Даже если со скепсисом воспринять опровержение Кадырова, все же очевидно, что масштабы вовлеченности чеченцев в конфликт явно преувеличены многими СМИ.
Однако полностью сбрасывать со счетов возможность появления чеченцев в Украине все же не следует. Причем, северокавказцы могут воевать и на другой стороне. Как уже писал «Росбалт», на сайте северокавказских сепаратистов сhechennews, была опубликована информация о создании "миротворческого отряда имени героя Кавказа Джохара Дудаева с целью помощи украинскому народу в его борьбе с русскими оккупантами". Примечательно, что после появления информации о кадыровцах на Украине, многие северокавказские пользователи социальных сетей пишут о том, что народы Северного Кавказа, напротив, должны поддерживать Украину и Грузию как естественных союзников в борьбе с «российским империализмом».
В то же время симпатии многих чеченцев к украинцам вряд ли окажутся непреодолимым препятствием, если Рамзан Кадыров, действительно, решил участвовать в украинском конфликте. Москва уже с большим успехом использовала на войне в Грузии чеченский батальон «Восток», все бойцы, которого в прошлом воевали против российской армии. Чеченцы – великолепные воины и вряд ли будет преувеличением сказать, что это ремесло они любят гораздо больше, чем какое-то другое.
После двух чеченских войн в республике стало очень много людей, которые просто не мыслят свою жизнь без участия в боях. Примечательно, что в период де-факто независимой Чечни Шамиль Басаев обратился к мировой общественности с предложением использовать чеченский «миротворческий батальон» в зонах мировых конфликтов. По сути это был жест отчаяния – новые власти просто не знали, что делать со своими воинами, оказавшимися в одночасье мирными жителями. На мой взгляд, во многом теми же соображениями объяснялся и рейд Басаева в Дагестан: чтобы избежать дестабилизации обстановки, властям сепаратистской республики просто необходимо было «послать войско в поход» Очевидно, что и в нынешней Чечне есть огромное количество людей, для которых военный хлеб, гораздо милей размеренной мирной жизни. А за что воевать – это уже дело второстепенное.
Хотя участие чеченцев в конфликте и, будет крайне негативно оценено мировым сообществом, это все же не столь «страшное преступление», как вовлеченность в конфликт российских военных, так как можно будет всегда сослаться (и во многом справедливо) на неуправляемость самого молодого лидера субъекта Российской Федерации. При этом, даже участие незначительного количества «кадыровцев» в украинском конфликте может повлиять на баланс сил. И дело даже не только в том, что чеченцы храбрые профессиональные воины. Большинство из них имеют опыт войны с российскими войсками. И воюют они партизанскими методами, «не по правилам», а именно такие бойцы наиболее неудобны для регулярной армии.
Игорь Ротарь