Posted 1 октября 2013, 13:29

Published 1 октября 2013, 13:29

Modified 31 марта, 17:03

Updated 31 марта, 17:03

Тайное оружие Кремля

1 октября 2013, 13:29
Тюремный срок Юлии Тимошенко вредит украинской евроинтеграции. Но Украина подпишет соглашение об Ассоциации с ЕС только потому, что экс-премьер сидит в тюрьме. Будь она на свободе, Украина досталась бы Москве.

Есть в украинской реальности один парадокс. То, что Юлия Тимошенко сидит в тюрьме, плохо для украинской интеграции в Европу. Но Украина подпишет соглашение об Ассоциации именно потому, что экс-премьер сидит в тюрьме. Будь она на свободе, Украина досталась бы Москве.

Вся украинская евроинтеграция возможна благодаря лишь тем, кого принято считать «реакционными силами». Холодная логика бизнеса и инстинкт самосохранения движет крупнейшими собственниками, которые хотят спрятаться под европейским зонтиком. Не стоит пенять на их полукриминальное прошлое. Именно умение видеть на два шага вперед позволило им не отсвечивать большими мраморными надгробиями на парадных участках кладбищ. Они выиграли в дарвинистком отборе 90-х благодаря зачаткам стратегического мышления. Вряд ли за «нулевые» они это качество растеряли.

Тот же Виктор Янукович знает, что у него нет альтернативы. Присоединиться к Таможенному союзу Украина не может, даже если бы и хотела. Потому что Таможенный союз означает единый таможенный тариф. Когда Россия вступала в ВТО, она этот момент обговорила отдельно. Украина вступала на несколько лет раньше и ничего подобного в качестве условия интеграции не ставила. Чтобы войти в ТС, Киеву надо будет переписать уставные документы со всеми странами-членами ВТО. И оплатить издержки – около 12 млрд долларов. Не случайно Николай Азаров раз за разом задает своим российским коллегам один и тот же вопрос – кто будет оплачивать эти штрафы. В ответ звучат только слова про «украинское предательство».

Юлия Тимошенко – политик совершенно иной формации. В ней сочетаются неудержимая пассионарность, отчаянный популизм и совершенно убийственная недальновидность. Вспомните ее решение возвращать вклады Сбербанка СССР в разгар кризиса 2008 года. Вспомните газовый договор – в обмен на кабальные условия которого Москва демонстрировала сдержанную лояльность во время президентских выборов 2010 года. Вспомните слова Путина, который утверждал, что Юлия Тимошенко готова была продлить сроки базирования ЧФ в Крыму. Вспомните протесты ее фракции против договора с компанией Shell на разведку месторождений сланцевого газа в стране.

Юлия Тимошенко великолепный тактик и никудышный стратег. Источники говорят, что Партия власти готова отпустить ее на лечение в Германию - это снимет последнюю преграду на пути триумфального подписания соглашения об Ассоциации. Но экс-премьер хочет безоговорочного оправдания по всем пунктам и допуска к выборам – а потому на компромисс не соглашается. То, что ее личная политическая карьера может перевесить возможность для страны «сбежать от России», ею в расчет не берется. В ее сознании Украина – это только и исключительно она сама. Стилистика ее агитации на последних выборах говорит сама за себя.

Скорее всего, будь Юлия Тимошенко на свободе, она бы сделала все, чтобы не дать своим оппонентам стать триумфаторами. Потому что «евроинтеграция» - это ее тема. Слишком привычная, чтобы отдавать ее каким-то «гоблинам» из провластной партии. Если бы Москва хотела «сохранить» Украину, ей нужно было бы просто добиться освобождения экс-премьера. Она – это главное непонятое оружие Кремля. Ключевой элемент хаоса, способный поломать любую систему и даже формальную логику. Включая ту, в которой интересы «донецких» совпадают с чаяниями евроинтеграторов.

Впрочем, нынешнее положение дел, когда она сидит в тюрьме, - тоже подспорье для Кремля. Потому что факт ее заключения – это едва ли не последняя преграда на пути подписания бумаг в Вильнюсе. А вся коммуникация экс-премьера с внешним миром идет через ее адвоката Сергея Власенко, получающего гонорар за каждый день тюремной отсидки своего патрона, и немногих однопартийцев, заинтересованных в срыве соглашения об Ассоциации по причинам, описанным выше. Оба этих коммуникатора менее всего заинтересованы в освобождении Юлии Тимошенко – отсюда и несговорчивость экс-премьера вкупе с ее требованием «полного и безоговорочного» оправдания.

И в этом и состоит парадокс украинской реальности. Потому что в 1991 году Украина получила независимость благодаря самой реакционной на тот момент силе – коммунистам. В 2013 она уплывает к Европе под руководством самой «неевропейской» партии - Партии регионов. Прямо-таки воплощенный Михаил Афанасьевич.

Вывод очень прост: Юлию Тимошенко следует отпустить. Противникам Януковича это нужно потому, что увеличит шансы на низложение гаранта. Сторонникам президента это выгодно тем, что положит конец ее затянувшейся спекуляции своим статусом. Вопрос лишь в том, захочет ли этого она сама.

Павел Казарин

Перейти на страницу автора

Подпишитесь