Posted 6 апреля 2012, 09:55
Published 6 апреля 2012, 09:55
Modified 1 апреля, 01:55
Updated 1 апреля, 01:55
Пообещав 800 млн евро на Транскаспийский газопровод, Киев вступил в войну против монополии РФ на транзит азиатского газа. Долетит ли украинская птица до середины Каспия?
Украинское руководство за спиной России ведет переговоры с Туркменистаном и Азербайджаном о поставках энергоносителей. Чуть больше месяца назад после визита президента Туркменистана команда Януковича туманно заявила о некой договоренности в сфере энергетики с туркменскими коллегами. Тогда эксперты скептически оценили такие перспективы, напомнив, что весь туркменский газ законтрактован Россией. Правда, признали желание Туркменистана уже не первый год выйти на европейский рынок в обход России в рамках проекта строительства Транскаспийского газопровода.
Охлаждение в отношениях Ашхабада и Москвы, недобор туркменского газа Россией, по оценкам политологов, еще больше подталкивают к разработке плана по устранению РФ как монополиста на рынке. Этот газопровод, энергетические аналитики в один голос признали антироссийским проектом, который лоббируется Западом и США. Он призван поставлять газ Nabucco, строительство которого блокирует Москва, продвигая Южный поток.
Не смотря на пессимистичные прогнозы экспертного сообщества, Украина, похоже, планомерно ищет альтернативу российскому газу. И не мудрено. Ведь для того, чтобы расплачиваться за газ, «Нафтогаз» вынужден уже не первый месяц брать кредиты у российских банков. Денег для покрытия расходов одной из наиболее энергозатратной экономик Европы в казне нет. Запад взаймы из-за откровенного игнорирования его требований в других сферах Украине тоже не дает. «Газпром» же обещает скиду только в обмен на неприемлемую для украинской олигархической «Семьи» капитуляцию. Требуя контроля над Газотранспортной системой и доступ к разведке на Черноморском шельфе. В ситуации растяжки на шпагате для Украины любые варианты хороши.
На днях премьер Азаров впервые за многие годы посетил с официальным визитом Баку. В Азербайджане в продолжение туркменским договоренностям, Киев якобы дал согласие на участие в строительстве Транскаспийского газопровода. Официально прозвучали стандартные заявления о «широком согласии в энергетической сфере». Однако позднее на уровне Минтопэнерго была озвучена цифра: украинская сторона в лице национальной компании «Нафтогаз» и ряда пока не названных частных компаний готова вложить 790 млн. евро в проект. Это примерно 10% от его общей стоимости. Но - при одном условии: если по пути туркменского газа на Запад через Закавказье будет дополнительно построено ответвление до СПГ-терминала в грузинском потру Кулеви. Оттуда как раз и можно будет поставлять газ на Украину по морю, где на терминале по приему, который тоже еще только в проекте, хотят принимать этот газ.
По мнению первого зама главы Комитета Верховной Рады Украины по вопросам ТЭК Александра Гудымы, «это полная авантюра от начала до конца». Строительство такой отдельной ветки выгодно только Украине. «Судя по всему, к нам будет поступать не столько туркменский, сколько азербайджанский газ. Но его запасы в максимум 2 млрд. куб м в год не спасут Украину. И не окупят затраты по строительству, как дополнительной ветки, так и терминала по приему». В перспективе такая конфигурация на Каспии с отдельной веткой для Украины могла бы стать рентабельной, если бы уже сегодня были проведены переговоры и подписаны контракты. Но их пока нет, обращает внимание Гудыма.
Другое дело - сам проект по строительству такого терминала. Эксперт по вопросам ТЭК Владимир Сапрыкин полагает, что Запад и США прямо заинтересованы в его продвижении. А значит, теоретически могли бы выделить средства, в том числе для Украины, под его реализацию. Но возникает вопрос: в обмен на что? Частные компании, с его слов, которые могли бы вложить средства могут быть украинскими. Ранее заинтересованность в участии в проекте LNG-терминала высказывали компании Дмитрия Фирташа и Рината Ахметова. В условиях, когда энергетическое поглощение Россией грозит им потерей активов, вариант «упряжки» с Западом на Каспии вполне вероятен.
Однако вероятность того, что Россия будет противостоять участию Украины в этих проектах, также очень велика, отмечает Сапрыкин. Главный козырь Москвы на сегодня - это неразрешенность статуса Каспийского моря. Демаркация границ, которая так и не была там осуществлена, формально не позволяет строить здесь подобные газопроводы. И любые «телодвижения» в одностороннем порядке могут взорвать и без того крайне неустойчивый регион.
Политолог Ростислав Ищенко сомневается, что кто-то осмелится вкладывать миллиарды «в крайне взрывоопасный регион, где в любой момент могут ожидаться любые действия». Впрочем, реализация других проектов показывает, что многие охотно это делают. А готовность России противостоять реализации Транскаспийского газопровода военным путем – скорее миф, чем реальность.
Украина в этом геополитическом раскладе - крайне слабый игрок. И не исключено, что вскоре Москва попытается вывести ее из этой игры . Но как именно, пока не ясно. Возможно, на участие Киева в строительстве Транскаспийского газопровода российская сторона ответит новыми торговыми санкциями и еще более жесткой позицией в вопросе цены на газ.
Анна Стешенко