Posted 2 февраля 2012, 12:59
Published 2 февраля 2012, 12:59
Modified 1 апреля, 02:54
Updated 1 апреля, 02:54
МВД Украины закрыло крупнейший файлообменник. Теперь ничто не отвлечет пользователя от размышлений – почему одним можно воровать миллиарды, а другим – нельзя качать пиратский софт.
После того, как милиция прекратила работу крупнейшего украинского файлообменника EX.UA, размышления на тему, какие именно козлы сидят в МВД, заполонили социальные сети. Более того, под ударом народного гнева в неравной борьбе полегли сайты министерства внутренних дел, налоговой службы, Верховной рады, Партии регионов и даже президента страны. Может всему виной косорукость чиновных админов, не сумевших справиться с наплывом пользователей, но суть дела от этого не меняется – все воспринимается как новое, доселе не виданное проявление массового протеста.
Складывается полное ощущение, что официальный Киев так и не понял, что он натворил. Ведь, по сути, украинские чиновники нанесли удар по самой чувствительной сфере для самой нонконформистской аудитории. Интернет-пользователи, которых и без того сложно заподозрить в рудиментах симпатии к обитателям властных коридоров, лишились зрелищ. Даже не так – их лишили Зрелищ. После того, как остановился EX.UA, трафик в украинских сетях сократился на 15%. Отныне по вечерам ничто не будет отвлекать латентных и не очень украинских фрондеров от участия в соревновании по обстебыванию официального Киева.
Нет никаких иллюзий – то, чем занимался злополучный портал, попадает под категорию интеллектуального пиратства. Разумеется, именно оттуда можно было бесплатно скачать любое кино или программу, над которыми месяцами корпели сотни человек. И я понимаю гнев официальных правообладателей, которые не желали видеть, как плоды их труда де-факто лежат в свободном доступе. Понятно и то, что наезд на ресурс является ничем иным, как неуклюжим реверансом украинского режима в адрес США, которые остаются главными поборниками интеллектуальной собственности. Эдакая местная анестезия на недоброкачественную для Киева опухоль двухсторонних отношений имени тюремной робы Юлии Тимошенко. Но это понимание вовсе не снимает моих вопросов к тем, кто отдал приказ милиционерам заблокировать работу сайта. Ни как у рядового пользователя сети, ни как у журналиста.
Потому что логика рядового человека упирается в понимание простого факта: интеллектуальная собственность сродни борьбе за гендерное равенство – и то и другое может быть атрибутом сравнительно сытого общества. Ну, или того, кто видит хотя бы проблески света в конце государственного туннеля. Если же в конце туннеля слышится чье-то утробное чавканье со зловонной отрыжкой, то готовность идти на самоограничения стремительно снижается. А уж борьба с интеллектуальным пиратством точно не вписывается в парадигму первостепенных задач современной Украины.
Украинские пользователи отдают себе отчет в том, что официальные правообладатели являются небедными людьми, живущими в странах диктата права над силой - то есть в той самой среде, которую сейчас пытается отпихнуть от себя украинская элита. Получается двойной диссонанс: с одной стороны, власти Украины становятся на сторону богатых, а с другой – предлагают избирателям жить по принципам, которые сами игнорируют.
Поразительно, что сами местные борцы с пиратами не спешат переходить на лицензионное программное обеспечение. Как признался начальник Управления связей с общественностью МВД Украины Владимир Полищук, приблизительно 47% программного обеспечения в министерстве не является лицензионным. Рыба не только гниет с головы – именно личный пример «наверху» может быть единственным средством ломки прежних привычек «внизу».
Журналистская привычка искать логику пасует перед тем, что сотворили украинские чиновники. Потому что традиционный дуумвират хлеба и зрелищ, который во все времена был способом снискать народную любовь, подвергся очередному испытанию. Теперь гражданам Украины будет трудно не только кормить семьи, но и коротать вечера. В здравом ли уме украинская власть, мечтающая о победе на новых парламентских выборах?
Надо было сильно постараться, чтобы нагадить в душу тем немногим, кто все еще дистанцируется от любой политики и не интересуется украинским оффлайном. Тем, чья сфера личного комфорта ограничена квадратными метрами собственного жилья. Но за восемь месяцев до парламентских выборов мастерам бело-голубого пиара оказалось под силу одолеть даже пресловутую «хатаскрайность» соотечественников. Украинские оппозиционеры должны кланяться Партии регионов в ножки. Где бы они сейчас были, если бы не окружение Виктора Януковича?
Теперь украинская политическая фронда должна молиться, чтобы МВД завело уголовные дела на нескольких бедолаг из тех самых 6 миллионов пользователей злополучного ресурса. Это уж точно скрепит в едином порыве людей по обе стороны Днепра - чего не удалось достичь даже советской власти за 40 лет идеологической обработки. Украинский социальный лифт все быстрее падает с этажа на этаж пирамиды потребностей. А это значит, что жители разных регионов страны теперь будут говорить про власть одно и то же – пусть и на разных языках, но с неизменной интонацией.
Павел Казарин