Posted 25 октября 2011, 10:47

Published 25 октября 2011, 10:47

Modified 1 апреля, 04:27

Updated 1 апреля, 04:27

Железный капут

25 октября 2011, 10:47
Цены на украинский металл «просели» на 15%. Это удар не только по капиталам украинских олигархов, но и по бюджету страны. В этом металлическом рикошете чудятся отголоски нового Майдана - замешанного на классовой ненависти.

Цены на украинский металл «просели» на 15%. Это не просто удар по капиталам украинских олигархов. В этом металлическом рикошете чудятся отголоски новой социальной бури.

У Виктора Януковича начался цейтнот. Не успело затихнуть эхо громогласного европейского «фи» по поводу тюремного срока Тимошенко, как украинский режим получил новый удар под дых – экономический. Цены на продукцию украинской металлургии провалились на 15%. Для тех, кто привык мерить собственную содержательность числом нулей на банковском счете, подобный кульбит пострашнее каких-то там репутационных потерь. С учетом того, что продукция этой отрасли занимает треть от общего объема украинского экспорта (в абсолютных цифрах – порядка $14 млрд), подобная новость – это даже не холодный душ. Это прорубь.

Нельзя сказать, что нынешний провал стал полной неожиданностью. В конце концов, экономический кризис не только не закончился – он пока что даже не перевалил за середину. Кризис еврозоны ставит под вопрос крупные инфраструктурные проекты, которые требуют большого количества того же металла. И пока экономика ведущих стран мира не стабилизируется (или же достигнет дна) – спрос на сырье будет лихорадить. Предсказать длительность подобного спада тяжело, но даже если он продлится несколько месяцев – это может коренным образом сказаться на внешней и внутренней политике Киева.

Провал цен на металлургию для украинского режима – это как отказ тормозов у грузовика на горной дороге: любой вираж рискует стать последним. Сокращение занятости и зарплат, дефицит рабочих мест, снижение закупок угля, падение платежеспособности, дефицит бюджета, рост долгов – вот краткий перечень того, чем грозит новая реальность стране, так и не сумевшей за двадцать лет придумать ничего, кроме проедания советского индустриального наследия. Бюджет – привычная подушка безопасности крупного украинского бизнеса – не безразмерен. А, значит, уже скоро привычный контекст войны провластных олигархов с оппозиционными перейдет в формат боев без правил внутри главного профсоюза украинских ротшильдов – Партии регионов.

Очевидно, что нынешняя конъюнктура лишь усилит интеграционные метания Киева. С одной стороны, для него кажется лакомым российский рынок – один из немногих, кто готов покупать украинские товары хоть какой-то степени передела. Но при этом на Банковой отдают отчет в том, что Россия и сама занимается металлопрокатом – и 50% производимой продукции продает внутри страны. Надеяться, что российские олигархи «подвинутся» ради своих украинских коллег – наивно. Даже если и допустить, что украинским металлургам удастся пробиться на российский рынок (что маловероятно, с учетом изъятия металлопроката из положений о ЗСТ с СНГ) – с большой долей вероятности это закончится поглощением более мелкого и менее зубастого хищника. Тем более, что в СНГ на ключевых для Киева металлургии, химической и пищевой промышленности специализируется не только Украина.

Вряд ли эта возможность ускользнет от внимания украинских олигархов. Если они решат обезопасить свое будущее в рамках зоны свободной торговли с ЕС, то это поставит в неудобную позу самого Януковича. Который умудрился побить все горшки с европейскими лидерами, отказавшись от своих негласных обещаний выпустить Тимошенко из тюрьмы. И вот тут у ситуации есть несколько путей развития.

С одной стороны, если Киев добьется зоны свободной торговли с ЕС, украинские металлурги получат новые рынки сбыта, а страна – кредиты, то Виктор Янукович может сохранить свое президентское кресло до конца каденции. Если же украинский лидер решит, что Тимошенко должна сидеть и дальше, то тогда в условиях экономических потрясений политика может выплеснуться на улицы – как это уже происходило в 2004 году. С той лишь разницей, что в условиях отсутствия интегральных лидеров протест будет глубоко деидеологизированным, а, значит, более люмпенизированным. Со всей мощью неконтролируемой классовой ненависти. Эдакий «Майдан king size».

Пусть никого не вводит в заблуждение кажущаяся стабильность украинского режима. Как напоминает один из украинских экспертов, дефолт 98-го года чуть не привел Бориса Ельцина к импичменту – хотя еще накануне кризиса абсолютно покорная Дума утверждала с подачи главы государства на премьерский пост никому не известного Сергея Кириенко. Так и на Украине – экономическая нестабильность вполне может переделать многих влиятельных сторонников Виктора Януковича в его ярых оппонентов. Которые постараются либо соскочить с политического «Титаника» Партии регионов, либо же не захотят жертвовать собственным бизнесом только ради того, чтобы Тимошенко и дальше сидела на нарах.

Кроме того, очевидно и то, что нынешняя экономическая конъюнктура смешает привычную схему проведения парламентских выборов на Украине. Традиционно, нужное волеизъявление граждан формировалось за счет бюджетных подачек аккурат накануне голосования. Подобная схема мобилизации электората вряд ли будет по карману украинскому бюджету, который в 2012 году столкнется с падением экономического роста до уровня 4% ВВП в год. А, значит, привычную драматургию и сценарий парламентской гонки придется радикально менять.

Конечно, нынешняя ситуация – это очередное доказательство того, что старая политика паразитирования на советском наследия рушится. Естественно, что нужно диверсифицировать не только рынки сбыта, но и перечень конкурентоспособных отраслей украинской экономики. Возможно, что одним из выходов мог бы стать реанимация военно-промышленного комплекса, продукция которого будет все более востребованной в условиях глобальной нестабильности. Но все это – лишь долгосрочные сценарии, реализовывать которые в условиях цейтнота нынешний украинский режим не станет.

На самом деле, описанные сценарии развития ситуации могут случиться при проседании любой из трех бюджетообразующих сфер украинской промышленности. Каждая из которых чрезвычайно зависима от нестабильной мировой конъюнктуры. И даже если цены на украинский металл стабилизируются – это все равно не даст Киеву желанной стабильности. Инфляционные ожидания, дефицит текущего счета, массовая скупка гражданами валюты – все это не сулит краткосрочного светлого будущего украинской экономике. Самому Виктору Януковичу остается только посочувствовать. Ему вполне удалось бы поиграть в авторитаризм, будь на дворе сытый 2003-й год. Но ему не повезло. Ни со страной, ни со временем, ни с профессией.

Глеб Плотников

Подпишитесь