Posted 14 июля 2011, 11:10
Published 14 июля 2011, 11:10
Modified 1 апреля, 06:35
Updated 1 апреля, 06:35
ЧУГУЕВ, 14 июля. Праправнуки великого русского художника Ильи Репина, живущие во Франции, решили посетить места, где творил их дед. Свой вояж они начали с Харьковской области, далее совершат остановки в Москве, Санкт-Петербурге и Витебске, пишет газета "Сегодня".
Делегация из Франции из 16 человек и практически все с фамилией Дьяконофф — такой десант праправнуков выдающегося художника Ильи Репина вместе с женами и детьми встречали вчера в Чугуеве. Французские гости — потомки гениального художника по линии его младшей дочери Татьяны Дьяконовой. Поездку в город, где в 1844 году родился Илья Ефимович и начал свое становление художника, его праправнуки Иван, Мишель, Надин и Серж планировали больше года. "Это первый визит потомков Ильи Ефимовича на Харьковскую землю", — говорит замдиректора художественно-мемориального музея им. И. Репина Ольга Шевченко.
Потомков художника - среди которых есть инженеры, учителя и физруки - встретили по-русски (или по-украински) хлебосольно и гостеприимно: двумя караваями, национальными украинскими костюмами, чаепитием с конфетами и баранками, гармошкой и народными песнями. «Я очень хотел посмотреть места, где жил мой прапрадед. Но я просто не ожидал такой хорошей встречи. Когда моя бабушка во Франции купила ферму, то все, что было в том доме, очень похоже на то, что я увидел здесь (усадьба, где чуть меньше года жил 32-летний Репин с семьей — Авт.)», — поделился своими впечатлениями старший праправнук Иван Дьяконофф.
Не меньший восторг вызвали у французов художественная галерея, железнодорожный вокзал Чугуева, но больше всего подкупила их своей искренностью обычная пенсионерка Зоя Евгеньевна. Женщина, когда узнала, кто приехал к ним на улицу, сразу же бросилась в сад и принесла две банки малины. «Мы живем в доме, который находится на территории усадьбы, что когда-то принадлежал бабушке Ильи Репина. Правда, тот старый дом снесли, на его месте — памятная стела. А сад растет на том же месте, поэтому захотела угостить молодежь», — объяснила свой порыв женщина. От сочной спелой ягоды французы за считанные секунды не оставили и следа. «Хороша малина», — повторяли они то и дело.
О том, что в крови у французской делегации есть гены Ильи Ефимовича, было видно даже невооруженным глазом, пишет газета. Но самое разительное сходство оказалось у Ивана. Кудрявая шевелюра, борода и усы сделали его практически копией своего прапрадеда. «Когда мы познакомились 30 лет назад, Иван был без бороды и не был похож на своего прапрадеда. Тогда я даже не знала о том, что у него такие корни, — говорит жена Франсин. — Но когда-то в отпуске он не брился, отпустил бороду, и мы все увидели это сходство».
Среди потомков Репина художников не оказалось. А молодежь о Чугуеве и этом периоде жизни предка не знала практически ничего. Теперь Иван Дьяконофф пообещал наведываться на родину Репина если не ежегодно, то хотя бы раз в 5 лет.
Фото www.segodnya.ua.
Наиболее известные картины Ильи Репина - "Бурлаки на Волге", "Запорожцы", «Иов и его друзья».
Репин отрицательно относился к Николаю Второму, называл его «гнусным варваром», «высокодержимордием», мечтал «что эта „мерзость“ рухнет». Однако, после революции, в 1918 году, он пишет картину «Быдло империализма», своеобразное продолжение темы бурлаков, где они выглядят грязными, тупыми и уродливыми. Сам Репин об этой картине говорил: «„Быдло“ — глубоко развращенное существо: постоянно соприкасаясь с полицией, он усваивает её способности хищничать по-волчьи, подхалимствовать, но быстро приходить к расправе над своими господами, если они ослабевают…».
Попытки Советского правительства вернуть Репина в СССР не удались, уговоры друзей не возымели действия; в частных письмах он утверждал, что пока у власти большевики, не желает иметь с Россией ничего общего. Как иллюстрация этому, в недавнее время появилась ранее нигде не фигурировавшая картина, приписываемая Репину под условным названием «Большевики».
В последние годы жизни Репин создал ряд картин на религиозные темы.