Posted 18 ноября 2008, 11:32

Published 18 ноября 2008, 11:32

Modified 1 апреля, 19:50

Updated 1 апреля, 19:50

«Лучше иметь Россию в качестве врага, чем в качестве шефа»

18 ноября 2008, 11:32
Украине ничего не нужно от "азиатской" России - даже дешевого газа. Важнее всего для нее - путь в Европу и только через НАТО, заявил руководитель Центра армии, конверсии и разоружения Украины Валентин Бадрак.

Россия является азиатской страной, стремящейся возродить статус империи и вернуть в орбиту своего влияния Украину, выбравшую другой, европейский путь развития. Об этом в интервью корреспонденту «Росбалта» заявил украинский военный эксперт, руководитель Центра армии, конверсии и разоружения Украины Валентин Бадрак.

Он сам признает, что является этническим русским, а русский язык считает родным. Тем не менее, Бадрак поддерживает украинизацию и движение в НАТО, видя в этом путь спасения нынешней государственности Украины. Такие настроения, к слову, весьма распространены среди киевлян, хотя столица Украины до сих пор остается русскоязычным городом.

Возможно, причиной является то, что Россия до сих пор не может предложить украинцам привлекательный проект или миф в ответ на посылы сытой и спокойной жизни Украины после вступления в Евросоюз.

- После конфликта на Кавказе украинские политики все чаще говорят о том, что Киеву не удастся добиться вывода российского Черноморского флота из Крыма к 2017 году. Это действительно проблема для Украины?

- Действительно, проблема такая существует. Признаков того, что Россия ведет внятную политику в этом вопросе, нет. Самое страшное, что сегодня для России нет альтернативных версий для этой базы. Поэтому и меняется позиция Москвы – то база будет строиться в Новороссийске, то в Абхазии. Это все свидетельствует, что четкой позиции у России нет. Москва, как и в ряде других проектов, затягивает время. Это ей выгодно, время играет на Россию. А власть Украины демонстрирует неспособность создавать сектор безопасности, украинская политика в Крыму отсутствует. В этих условиях Россия имеет хорошую площадку для ведения подготовительной работы к тому, чтобы максимально влиять на позицию Киева.

- Почему на Украине вариант продления базирования Черноморского флота рассматривается как неприемлемый?

- Я бы выдвинул такую контридею. Пусть Россия «благословит» вхождение Украины в НАТО, и при таких условиях Украина могла бы разговаривать о пролонгации договора по флоту.

- Опросы общественного мнения показывают, что украинцы готовы поступиться частью суверенитета страны в обмен, например, на дешевый российский газ. Зачем вам НАТО, если можно получать дешевый газ?

- Я обращу внимание на самое главное – на вопрос цивилизационного выбора. Почему мы хотим, чтобы мы, украинцы, были европейцами? Очень верно подмечено, что Украина стоит одной ногой в Европе, а другой – в Азии. Украина стоит на цивилизационном, культурном разломе. Поэтому так много есть сторонников пророссийской политики и желающих идти за Россией. В этом нет ничего страшного, это люди, которые даже не идентифицируют себя с украинцами. Но есть другая часть, которая идентифицирует себя как украинцев, как часть европейского сообщества.

Европа всегда руководствовалась законами, а Россия всегда руководствовалась царскими указами. Европа для второй части украинцев – это приверженность к законам. Для них Россия – это азиатский путь. Я не говорю, что он плохой, но он малоприемлемый.

- Разве без НАТО Украина не может стать европейской страной?

- Боюсь, что без НАТО Украине сложно стать Европой. У Украины очень ограниченный маневр в плане своей технологической, экономической мощи и, особенно, вследствие того, что Украина оказалась на географическом перекрестке, который определяет, быть или не быть России империей.

Россия империей стать хочет. Россия желает иметь Украину не как партнера, а как вассальное государство или территорию. В этом мы видим главную проблему. Российская риторика – это то, что в 2008 году больше всего напрягает людей, даже сторонников прагматичного подхода.

- Тем не менее, последние президентские выборы на Украине показали, что среди населения – половина, по вашему определению, сторонников «азиатского выбора». А в Крыму вообще большинство населения против вывода флота. Что с ними делать будете?

- Я не знаю, можно ли говорить «большинство» людей. Но то, что очень многие люди являются сторонниками присоединения Крыма к России – это факт. И это – следствие вот той бездарной политики Киева.

- В Крыму большинство – этнические русские, их желание естественно, причем здесь бездарная политика?

- Дело не в том, являются ли они этническими русскими. Я тоже этнический русский, и мой язык родной – русский. Дело в самоидентификации. Я себя идентифицирую с украинцем. Для меня лучше иметь Россию в качестве врага, чем в качестве шефского государства. Вот в чем разница.

А для значительной части людей переход из состояния украинца в состояние россиянина не является болезненным. И это – следствие историческое, а также следствие отсутствия проукраинской политики в Крыму. Что я подразумеваю под проукраинской политикой? Выравнивание ситуации по флоту: если Лужков заявил про строительство 150 квартир в год, то украинская сторона должна давать 250, 1000 квартир. Если там есть филиалы российских вузов, то там должны быть филиалы украинских вузов, должен быть упрощенный подход к поступлению, льготы и так далее.

- В Киеве с недавних пор из уст ряда экспертов звучит тезис о возможности создания альтернативы НАТО, куда бы вошли ключевые игроки Европейского Союза и Россия, а также Украина. Это реально?

- Я не очень в это верю, потому что Россия – это азиатская страна. И деятельность Путина как прообраза царя, и работа политтехнологов в этом направлении уже дали результат, что Сталин в глазах обычного россиянина стал российским героем номер один.

- Роман Шухевич в числе первых героев Украины – это тоже не очень хорошо, как считаете?

- Я здесь не сторонник такого сравнения. Потому что речь идет, прежде всего, о вопросах государственности, а не о вопросах какого-то национального самоопределения. Это несколько разное. А вообще, сейчас главное – сохранение государственности. И если мы ее хотим сохранить, то должны идти таким путем.

- Почему бы Украину не превратить в другой проект – ввести второй государственный язык, сделать ее более комфортной, чем Россия, и уже русские будут ехать в Киев из Москвы?

- Этого делать нельзя, это приведет к формальному поглощению Украины. И так сейчас в Украине доминируют российские СМИ, российские книги, российская культура. Мне это говорить тяжело, потому что я сам пишу книги на русском языке. Но при этом, как человек, который смотрит отстраненно, я должен констатировать, что если мы хотим сохранить государственность, то мы должны некоторые вещи делать именно так. Это если мы хотим сохранить государственность. Хотя, возможно, кому-то другому все равно, жить ли в образовании под названием Россия, Украина или вообще уехать в США. Я говорю не с точки зрения отдельного индивидуума, а с точки зрения государственности Украины. Я бы с удовольствием ратовал за введение русского языка, но если мы хотим, чтобы Украина была отдельным государством, мы должны сохранить языковое отличие, мы должны строить свой сектор национальности, свой ракетный щит. Если мы этого не хотим, то мы должны это признать и двигаться в фарватере России.

Беседовал Сергей Терентьев

Подпишитесь