Posted 30 сентября 2014, 05:18
Published 30 сентября 2014, 05:18
Modified 31 марта, 11:22
Updated 31 марта, 11:22
30 сентября в России отмечается День Интернета. Виртуальный мир затягивает людей самого разного возраста - от школьников до пенсионеров. С каждым годом все популярнее социальные сети. Недавно явление «интернет-аддикция» (англ. addiction — зависимость) попало в Международную классификацию (энциклопедию) «Диагностическое и статистическое руководство по психическим расстройствам».
Врач-психотерапевт, автор и ведущий медиажурнала "Психотерапия в России" Кирилл Шарков рассказал "Росбалту" о том, как Интернет и соцсети влияют на психику, кто скрывается за виртуальными "президентами" и почему люди начинают ненавидеть друзей.
- Постепенно увеличивается виртуализация нашей жизни. Все большее количество действий мы можем совершить, не выходя из дома. К тому же, благодаря современным технологиям, возможностям создавать бесчисленное количество "аккаунтов" и "ников", стала актуальной игра с социальными статусами и своей идентичностью. Особенно это характерно для молодежи и людей с незрелой идентичностью.
Для некоторых людей польза и возможности Интернета могут стать источником глубоких личностных переживаний. Стресс виртуальный, а переживания - вполне реальны.
- Кирилл, много шума в СМИ наделал случай Снежаны Павлович из Белграда, которая попала в психиатрическую клинику после того, как ее заметка в соцсети не вызвала интереса среди друзей. Врачи назвали этот случай стресса «синдром Снежаны». Есть ли такие случаи в России?
- Случай Снежаны нов для клинической практики психиатров. О подобных случаях в нашей стране я не слышал. Но полагаю, они происходят. Причины того, что эта проблема не обсуждается среди наших специалистов широко, во-первых, в недостаточной обращаемости россиян к психиатрам и психотерапевтам, во-вторых, в конфиденциальном характере оказываемой помощи, в соблюдении принципа "врачебной тайны", в-третьих, в том, что сами пациенты придают недостаточное значение таким проблемам (несерьезное отношение основано на механизме отрицания).
Размещая в соцсетях фото, статусы, заметки, люди инвестируют в это свои ожидания. Один человек может просто поделиться мыслями и не ждать отклика. Для другого важна именно обратная связь, комментарии и "лайки". Но он может не запрашивать ее активно. Для третьего необходима реакция определенного человека. Еще один вариант, когда страница в соцсети - элемент личного PR, продвижения услуги или продукта. Таким образом, потребности и ожидания различны.
Но в популяции всегда будут люди, для которых вопросы самоуважения являются наиболее острыми и трудными. Психиатры называют таких людей "нарциссическими" личностями.
Плюс ко всему современный мир - мир достижения и успеха, во многом нарциссический. Если ты чем-то обладаешь, то ты на коне! Если не обладаешь, то можешь чувствовать себя "никчемным", "неудачником". Самоуважение становится все более и более зависимым от внешних атрибутов и объектов. Посещаемая страница в соцсетях может стать одним из таких атрибутов.
Среди нарциссических личностей есть "более" нарциссические, а есть "менее". В случае глубокого нарциссизма неудовлетворение значимых потребностей может стать причиной серьезного расстройства и госпитализации в клинику. Снежана Павлович, скорее всего, относится к таким личностям. У нее случилась травма самоуважения, связанная, вероятно, с пережитым стыдом, обидой.
- На примере Facebook западные исследователи выяснили, что соцсети заставляют человека завидовать и ненавидеть своих друзей. Люди не способны "виртуально" радоваться успехам друзей?
- Зависть – естественное для социума и достаточно древнее чувство, которое было знакомо нашим предкам задолго до изобретения Интернета. Необходимо отметить и трансформацию понятия "друг" в социальной сети. Люди, которые вводятся там под определение "друзья", в жизни не всегда являются друзьями. "Друзья" в соцсетях - понятие более размытое. Ими могут быть одноклассники, с которыми не общался 10 лет, случайные знакомые по совместной поездке, сюда могут включаться расширенные профессиональные контакты. Многие используют соцсети не только, чтобы общаться, но чтобы не потерять связь с человеком, чтобы узнавать новости и информацию о его работе, семье, детях и другом, не связываясь с ним напрямую.
Полагаю, что успехам настоящих друзей, которые составляют подавляющее меньшинство контактов в соцсетях, люди могут радоваться. И радуются! Даже виртуально. Но для людей эта радость может тонуть в океане зависти по отношению к остальным своим контактам.
Проблема еще в том, что соцсети весьма активно обнажают нашу жизнь. Снял фото на смартфон - тут же выложил в Сеть. Ранее, чтобы только проявить фотопленку, могло уйти несколько дней. Кадры были на вес золота. Эта информация часто оставалась внутри семьи или ближайшего окружения, не было возможности выставить ее напоказ. А внутри семьи и среди настоящих друзей, на мой взгляд, гораздо меньше зависти, больше - любви. Нет желания ненавидеть и разрушать. С появлением Интернета мы стали видны как будто на ладони.
- Все это негативные последствия. Какое позитивное влияние соцсетей на психику человека можно отметить?
- Все есть яд, и все есть лекарство – все дело в дозе. Я бы еще добавил: и в точке зрения. Эта фраза хорошо применима для понимания роли социальных сетей.
Одиночество – сложная проблема современного глобального мира. Все большее число людей чувствуют себя изолированными. Социальные сети на каком-то уровне помогают решить эту проблему. Контакты, включенность в социальные процессы – важная составляющая для современного человека. Ему нужно чувствовать себя частью чего-то более крупного, целого.
Второй важный момент – доступ к информации. Ее объем в современном мире огромен, поток колоссален. Важно уметь фильтровать этот объем, но закрываться полностью – тоже однобокая позиция. Современному человеку важно знать, что происходит в мире, в стране. Соцсети дают весьма специфический, конечно, но важный срез того, что волнует общество. Через понимание того, что волнует и интересует других, можно лучше понять себя.
Третий позитивный момент – это контакты, возможность в прямом смысле соприкоснуться с многообразием мира. Записные книжки имеют определенный объем, увидеть и познакомиться с таким количеством людей лично было бы невозможно, учитывая время и расстояния. Социальные сети выводят нас за рамки пространственно-временных ограничений.
- "Я" в реальности и в Сети нередко сильно отличается. Хорошо ли это для психического здоровья человека?
- Люди – многогранные существа. В каждом из нас есть большое количество частей личности, субличностей. Чем с большим числом частей своей личности человек находится в контакте, чем большее число осознает и признает, тем более целостной личностью является, тем полнее и даже счастливее его жизнь. Некоторые части личности людьми могут не признаваться в силу обстоятельств и собственных ограничений и, соответственно, не быть реализованными в реальном мире. Но есть мир виртуальный. И туда могут канализироваться определенные энергии человека, там могут получать новую жизнь различные части личности человека, в том числе брутальные, касающиеся вопросов власти.
Хорошо, когда человеку удается сделать свою виртуальную активность естественным продолжением и дополнением активности в реальной жизни. Хуже, когда виртуальное пространство заменяет реальность.
- Обычным людям с помощью Интернета стало проще почувствовать себя "звездой" или "президентом"...
- Реальный мир имеет свои законы, границы и ограничения, которые выстраивались тысячелетиями. В том числе это касается законов иерархии, построения взаимоотношений между людьми, вопросов власти. Виртуальный мир тоже имеет свои законы и границы, но они менее устойчивые, более гибкие, даже зыбкие. Это связано и с отсутствием в виртуальном мире физических границ, и с относительной «молодостью» по сравнению с миром реальным.
В результате человек в реальной жизни может быть рядовым клерком, зато в анонимном виртуальном мире на неделю становится президентом сообщества с неограниченной властью.
- Может ли отличный "виртуальный президент" реализовывать эти же способности в реальной жизни?
- Не уверен. Анонимность виртуального пространства накладывает ограничения на дальнейшие исследования этих вопросов. Полагаю, что если бы была возможность поставить в ряд и увидеть воочию всех «виртуальных президентов» и авторов «острых комментариев» в Интернете, то многие бы удивились тому, кто на самом деле эти люди. Несоответствие образа виртуального образу реальному может быть просто ошеломляющим!
- Что посоветовать людям, чтобы они могли вовремя ограничить свое время в Интернете и соцсетях?
- Во-первых, стоит фиксировать часы, которые человек ежедневно проводит в Интернете. Очень хорошо, если задачу по подсчету времени возьмет на себя сам человек. Но если это сложно сделать самостоятельно, то сначала ему могут помочь близкие люди. Для подростка - родители.
При этом форма подачи не должна быть контролирующей, назидательной, подавляющей. Стоит просто поставить перед фактом: «Сегодня ты провел в Интернете в общей сложности 5 часов». Ведение дневника, в том числе и дневника самонаблюдения, позволяет день ото дня отслеживать и фиксировать факты, на основании которых человек в дальнейшем сделает выводы.
Второй момент. Стоит ответить себе на вопрос: «Насколько продуктивно мое времяпрепровождение в Интернете? Вот я сижу каждый день в соцсетях. Но что реально я получаю? Что я имею на выходе?». Время – одна из ключевых ценностей человека, исчерпаемый ресурс. И от того, насколько продуктивно мы используем время нашей жизни, очень многое зависит.
Третий момент. Часто "зависание" в Интернете является проявлением ухода от действительности. У человека есть реальная жизнь, которая может быть чем-то непривлекательна, а есть Интернет – со своими чудесными и практически неограниченными возможностями. Сталкиваясь с чем-то трудным и непереносимым, человеку легче уйти в «виртуал» и долго оттуда не возвращаться. Попробуйте заметить, что предшествует тому моменту, когда вы включаете в очередной раз компьютер или берете в руки смартфон. Что происходит за несколько мгновений или несколько минут до этого? О чем вы подумали? Что, быть может, почувствовали?
Попробуйте ответить себе на вопрос: что бы вы делали, если бы не было в вашей жизни Интернета и соцсетей? Чем бы вы стали заниматься? Что бы чувствовали? Вы были бы счастливы или несчастны? Ответив, вы сможете понять, чего себя лишаете.
Что бы ни говорили оптимисты в области перспектив развития информационных технологий, даже через 30 лет компьютеры не смогут заменить живого человеческого общения, тепла любимого человека и друзей, радостей от рождения и первых шагов собственного ребенка, и многого другого, что делает человека человеком, а не роботом.
Беседовала Любовь Костерина