Posted 22 августа 2019, 15:18

Published 22 августа 2019, 15:18

Modified 30 марта, 16:09

Updated 30 марта, 16:09

Раз, два — горе и беда

22 августа 2019, 15:18
Хотя российская власть учится на ошибках и активно ищет способы борьбы с протестными настроениями, угроза вторых туров на выборах остается для нее весомой проблемой.

Эксперты полагают, что выборы, которые пройдут в ряде российских регионов в Единый день голосования 8 сентября, учитывая резко возросшую в последнее время политическую активность в России, могут стать даже еще более неординарным событием, чем кажется сейчас. В частности, Фонд развития гражданского общества (ФоРГО) представил доклад, согласно которому в 4 из 16 регионов, где должны состояться губернаторские выборы, победителя не удастся определить сразу и придется проводить второй тур голосования.

В числе наиболее вероятных территорий, где это может случиться, называют республику Алтай, Астраханскую, Вологодскую и Волгоградскую области.

В связи с этим обозреватель «Росбалта» попросил экспертов ответить на вопрос о том, насколько готова к такому развитию событий власть и продолжает ли она воспринимать второй тур на любых выборах как катастрофу.

Первый вице-президент фонда «Центр политических технологий» Алексей Макаркин считает, что «если к человеку (кандидату) есть претензии (электората), то решать их сложней, и второй тур становится мобилизацией всех недовольных». Причем в этом случае, отмечает эксперт, «позиция бывших кандидатов ни на что не влияет — они могут сколько угодно говорить, что они поддерживают (действующего) губернатора, что готовы работать в его команде, что выступают за конструктивность и стабильность, но это уже никого не интересует — избиратели будут голосовать протестно».

В такой ситуации второй тур для старой действующей региональной власти будет очень сложным, отмечает политолог.

При этом, по его словам, «вторые туры для власти нежелательны где бы то ни было, потому что перед ними не только актуализируются разные претензии (к кому-то большие, к кому-то меньшие, а кто-то вообще расплачивается за своих предшественников), но избиратель чувствует, что у него появился шанс наказать власть, и этим шансом он старается воспользоваться».

Если перед первым туром многие избиратели считают, что «стену лбом не прошибешь, то если вдруг появляется второй, то возникают надежды, усиливается антивластная электоральная напряженность», — отмечает Макаркин.

В то же время, считает он, в текущей политической ситуации вторые туры «стали более предсказуемы». «Если в прошлом году их проведение в некоторых регионах стало сенсацией, то сейчас власти к этому готовы. Уже рассматриваются варианты планирования избирательной кампании с учетом того, что в первом туре можно и не выиграть. Такое развитие событий уже воспринимается не как неожиданность, а, скорее, как некая неприятная ситуация, с которой надо что-то делать физически и технологически», — пояснил политолог.

Что касается регионов, где могут быть сюрпризы, то руководитель «Политической экспертной группы» Константин Калачев лишь отчасти поддерживает выводы доклада ФоРГО. По его мнению, второй тур на губернаторских выборах возможен как минимум еще в двух субъектах федерации, не упомянутых в докладе — в Санкт-Петербурге и на Сахалине. В то же время он предполагает, что «в Волгоградской области возможность второго тура губернаторских выборов практически исключена». По его словам, «там управляемая ситуация».

Что касается электоральной ситуации в Астраханской области, то эксперт напоминает, что основной оппозиционный кандидат здесь — действующий депутат Госдумы от «Справедливой России» Олег Шеин — не прошел муниципальный фильтр, так что в губернаторских выборах участвовать не будет. Между тем, отмечает Калачев, «избиратель Шеина голосует только за Шеина, сам же он призывать свой электорат к «умному голосованию» («голосуй за кого угодно, только не за кандидата власти») не будет. По этой причине с высокой вероятностью можно предположить, что избиратели Шеина в день голосования останутся дома. Никакого «умного голосования» в Астраханской области я представить себе не могу». «Что в этой ситуации мешает временно исполняющему обязанности губернатора Игорю Бабушкину избраться в первом туре?», — задается вопросом политический консультант.

При этом Калачев согласен с тем, что в республике Алтай, где «есть традиция протестного голосования и выборы обычно проходят честно» второй тур действительно возможен. Он также напомнил, что Региональное общественное движение «Алтай Курултай», представляющее интересы алтайских родов, недавно обратилось к национальным избирателям с просьбой отдать свои голоса на предстоящих выборах депутатов Госсобрания республики — Эл Курултая и на выборах ее главы за представителей любых партий, кроме «Единой России». Так алтайцы отреагировали на отмену обязательного преподавания алтайского языка в школах республики.

Эксперт согласился еще с выводом доклада ФоРГО о возможности второго тура выборов в Вологодской области где, по его словам, «есть усталость (населения) от действующего губернатора и в принципе это может сказаться».

Помимо этого Калачев не исключает, что второй тур может быть и на губернаторских выборах на Сахалине и в Санкт-Петербурге. Что касается выборов в северной столице, то их, по мнению политтехнолога, нельзя считать полностью транспарентными. «Это, увы, беда «культурной столицы», — говорит он, предполагая, что «там без скандалов не обойдется», поскольку «паника во властных структурах уже есть»». Впрочем, учитывая, что «административная команда там сильная, шанс на это (второй тур) в Петербурге невелик», — сказал политолог. В то же время, он полагает, что «если в Астрахани «умное голосование не прокатит, то в Санкт-Петербурге его исключать нельзя».

Возможность второго тура губернаторских выборов на Сахалине Калачев объясняет тем, что на этом острове, являющемся одним из немногих в России регионов-доноров, главная проблема состоит в том, как оставить здесь те сверходоходы, которые он получает от добычи полезных ископаемых, «и не быть раскулаченным».

Еще одной проблемой для власти в этом плане может стать Ставрополье, где, по словам Калачева, «не такой уж слабый кандидат от КПРФ и не такие уж прочные позиции у действующего губернатора».

При этом эксперт считает, что власть после прошлогодних скандалов на региональных выборах кое-чему научилась. Если, например, в 2018 была ситуация, когда кандидатом от партии власти на пост главы Хакасии был выдвинут ее тогдашний руководитель Виктор Зимин, рейтинги которого однозначно показывали, что «на честных выборах он неизбираем», в результате чего победил кандидат от КПРФ Валентин Коновалов, то сегодня рейтинговые показатели перевешивают.

«Иначе говоря, сегодня уже не важно, кто за тобой стоит и какие у тебя лоббисты, но если у тебя низкий рейтинг и высокий антирейтинг, тебя на выборах заменят. Власти стали более технологчины», — констатирует Калачев.

В любом случае, президент проиграть не может, говорит он. В поражении будут объявлены виновными те, кто планировал избирательные кампании. Однако сегодня, считает политолог, налицо факт, что власти «от отрицания второго тура перешли к признанию его возможности». Соответственно, в случае чего, они скажут: «Мы это прогнозировали. Второй тур — следствие чистоты, транспарентности выборов и конкурентной среды».

Александр Желенин

Подпишитесь