Posted 16 ноября 2018, 15:50
Published 16 ноября 2018, 15:50
Modified 30 марта, 18:10
Updated 30 марта, 18:10
В Восточной Сибири появилась проблема нехватки зимнего дизельного топлива. Это произошло практически сразу после соглашения правительства РФ и крупных нефтекомпаний о «заморозке» мелкооптовых цен на топливо. Согласно соглашению, розничные цены нефтепродуктов с 1 января должны вырасти не более чем на 1,7% с учетом увеличения ставки НДС, а с 1 февраля цены должны будут расти равномерно от месяца к месяцу, исходя из прогнозного среднегодового уровня инфляции.
Дефицит топлива именно в Восточной Сибири, видимо, не случаен: именно там много АЗС небольших сетей. По тревожным сообщениям их владельцев, крупные нефтекомпании минимизируют продажи топлива независимым сетям, отменяя системы скидок и переходя на полную предоплату, и направляют топливо на собственные заправки.
В Иркутске, Чите, Красноярске и Алтайском крае заявки независимых заправок на топливо выполнялись на прошлой неделе на 5—10%. «Газпром нефть» поставляла в регионы значительный объем топлива производства других компаний, но после заморозки с 1 ноября цен в мелком опте такие операции стали невыгодными. Участники рынка пытаются купить товар у «Роснефти», и у Ачинского НПЗ стоит очередь из сотен бензовозов.
В Забайкалье наблюдается рост цен на дизельное топливо, рассказал учредитель «Черной газеты» Стас Захаров. Как сообщил общественник корреспонденту «Росбалта», автомобилисты будут продолжать кампании протеста. «Чтобы подавить массовое недовольство, заправкам урегулировали, „заморозили“ цены, и даже „уронили“ цену на бензин на рубль. Но цены на „дизель“ продолжают расти. Народ недоумевает: дизель — это же, по сути, третьесортное топливо, а почему цена на него растет, никто не дает внятных комментариев — ни „Роснефть“, ни правительство», — рассказал Стас Захаров.
По словам общественника, нельзя говорить о какой-то стабилизации ситуации. «В Чите недавно проводили митинг протеста, а автомобилисты провели флэшмоб. Теперь меня вызывают в полицию для составления протокола: хотят на меня повесить организацию флэшмоба, хотя я к нему отношения не имею. Сейчас автомобилисты объединяются и консолидируются. Митинги пока проводить не будем — потому что холодно, а вот автопробег — возможен. Автомобилисты создали движение и намерены также выходить на диалог с властью, проводить круглые столы на тему цен на топливо», — уточнил Стас Захаров.
Руководитель «Роснефти» Игорь Сечин заявил, что крупные игроки не виноваты — по его словам, дефицит сырья и завышение цен на топливо создают независимые сети АЗС, устраивая сговоры. «У нас сложилась конструкция, когда в отдельных регионах формируются монопольные структуры с устоявшейся схемой поставок, которые нацелены на увеличение стоимости. И даже вертикально интегрированные компании, в соответствии с антимонопольным законодательством, вынуждены подстраиваться. Но мы сейчас с этим будем разбираться очень серьезно», — пообещал он.
Экономические эксперты с таким объяснением не согласны. Они указывают, что тренды в отрасли задают именно крупные компании. «Несмотря на наличие конкуренции, в топливном сегменте превалирует олигопольный уклад», — уверен руководитель аналитического управления Фонда национальной энергетической безопасности Александр Пасечник.
Дефицит топлива и продолжение роста цен возможны из-за нежелания крупных компаний терять свои доходы, считает руководитель центра политэкономических исследований Института нового общества Василий Колташов. «Крайними» в этой ситуации могут оказаться небольшие компании по продаже топлива и потребители.
«У нас бензин дорожал и когда цены на нефть повышались, и когда цены на нее падали. Но теперь правительство дало понять, что не хочет повышения цен на топливо, а хочет стабильности, особенно в условиях, когда мировые цены на нефть очень круто упали. Однако у производителей топлива есть запрос на то, чтобы получить определенную компенсацию. Принцип такой: мы недополучили на мировом рынке, и хотели бы дополучить здесь. В этой ситуации производители топлива поощряют только свои компании, а некрупные компании используют с целью оказания давления на чиновников, выступивших с инициативами регулирования цен на топливо. В итоге, некрупные предприятия несут потери», — сообщил Василий Колташов.
Правительство пытается регулировать топливный рынок, но в итоге нефтяные компании перекладывают свои издержки на потребителя, считает и директор Института актуальной экономики Никита Исаев. Как заявил эксперт, роста цен на топливо не избежать.
«Государство продолжает облагать серьезным налоговым бременем и нефтяные компании, и независимых нефтетрейдеров, но те не намерены отказываться от своих прибылей в угоду требованиям государства. Правительство фактически демонстрирует неспособность управлять и бюджетной ситуацией, и рынком. Но правительство влезло в это дело, пытаясь заключить соглашение, которое, очевидно, не будет исполняться», — рассказал Никита Исаев.
По мнению эксперта, на цены влияют и сезонные факторы. «Мы входим в зимний период, потребуются зимняя солярка и большее количество топлива. Это будет вызывать дефицит и увеличивать цену. Раньше ее удавалось удерживать, но сейчас резервов для компенсации нефтяным компаниям на это нет. Если на последней встрече с правительством они выбили себе 200 млрд рублей компенсации, то далее это им делать будет сложно. Значит, будут перекладывать компенсации на потребителя. Что они уже и делают», — сказал Исаев.
Эксперт полагает, что удержать цены в стабильном положении возможно только если пересмотреть в целом денежно-кредитную политику в России. «Та политика, которая существует сейчас, работает лишь в интересах энергодобывающих компаний. Но на такой пересмотр правительство идти не способно, поскольку это ударит по интересам олигархических структур, которые являются бенефициарами этих сверхдоходов», — заметил Никита Исаев.
Теряя доходы на внешних рынках, нефтяные компании будут стараться максимально компенсировать их за счет российского рынка, считает экономический аналитик Михаил Крутихин. Увеличение налогов и акцизов только подстегивает повышение цен. «Налоговая составляющая в цене на бензин сейчас — 65%, а после увеличения НДС, повышения акцизов в 2019 году, там будет уже 67-68%. В это же время нефтяным компаниям остается все меньше прибылей от экспорта», — напомнил Михаил Крутихин.
По мнению аналитика, ситуация неконтролируемого роста цен и дефицита топлива на независимых АЗС оказалась производной от этой ситуации. «Сообщения о дефиците мы получаем уже не только из Сибири, но и, например, из Краснодарского края. Причины совершенно очевидны. У „Роснефти“ были торги на бензин и дизельное топливо. Ни одной заявки не поступило, поскольку оптовая цена, которую запрашивает „Роснефть“, для независимых держателей АЗС оказалась выше всяких возможностей. Это система: когда правительство требует удержать цену на нефтепродукты на более-менее низком приемлемом уровне и одновременно повышает налоги, оставляя производителям топлива все меньше денег, они повышают цены на внутреннем оптовом рынке. А независимые компании испытывают серьезные трудности и постепенно будут даже выходить из бизнеса», — прогнозирует Крутихин.
Такая ситуация, по мнению эксперта, будет означать дефицит топлива, который уже появился, а затем — распространение черного рынка. «Скорее всего, будут процветать в регионах производители какого-нибудь контрафактного топлива на нефтеперерабатывающих минизаводах, „самоварах“. К этому все идет», — полагает Михаил Крутихин.
Отдельные чиновники в правительстве попытались призвать нефтяников стать социально более ответственными. Но у деловых людей иные цели в жизни, и они в ответ на вмешательство чиновников в их сферу решили показать — кто тут главный и кто решает. И похоже, что показали.
Однако как будет развиваться ситуация дальше — с уверенностью сказать не может никто. Протесты автомобилистов, мультипликативный рост цен на все, распространение черного рынка могут привести к тому что ситуация выйдет из-под контроля. А все потому, что «нефтянка» в свое время была отнесена к неприкасаемым, и «нефтяные короли» не желают вникать в проблемы страны.
Дмитрий Ремизов