Posted 21 марта 2018, 15:17

Published 21 марта 2018, 15:17

Modified 30 марта, 20:23

Updated 30 марта, 20:23

Депутатам велели лишний раз не двигаться

21 марта 2018, 15:17
В Госдуме продолжают закручивать гайки и готовятся к переформатированию политической и партийной системы.

Депутаты нижней палаты российского парламента в среду вернулись к работе после трехнедельного перерыва, связанного с проведением президентских выборов. Впрочем, заседать им придется недолго — 16 апреля парламентарии снова покинут свои рабочие места и отправятся в отпуск, плавно переходящий в майские праздники.

Заседание Госдумы началось с аплодисментов парламентариев по случаю победы на выборах Владимира Путина. Но бурная радость тут же сменилась гневом одного из кандидатов, проигравших избирательную гонку. Так, лидера ЛДПР Владимира Жириновского разозлило, что во время выступлений одних депутатов другие разгуливают по залу, разговаривают друг с другом, а то и вовсе загораживают трибуну.

«Детский сад какой-то! Вы не просто игнорируете других, но еще и мешаете!», — возмущался лидер ЛДПР. На его замечание молниеносно отреагировал спикер Госдумы Вячеслав Володин, для которого, как известно, наведение порядка и дисциплины (в его понимании) превыше всего.

Он тут же попросил коллег не передвигаться по залу заседаний без надобности. Депутаты напряглись. Но нашлись и такие, которым не понравилось, что их окончательно решили привязать к стулу. «Не хватало еще, чтобы мы просили разрешения выйти!», — раздраженно заметил либерал-демократ Сергей Иванов. Его поддержал и коммунист Владимир Бортко, который заявил, что «только сам депутат может определять свое поведение». «В данном случае — в зале. Да даже если будет танцевать или не посещать наши собрания — это уже можно считать выражением политической позиции», — заметил Бортко.

Но Володин убежден, что речь идет не о запретах, а о «вопросах политической культуры» и «этике поведения». «Хотя, конечно, депутат может не реагировать — это его право», — демократически заметил спикер.

Депутаты же давно привыкли к тому, что даже не зафиксированное на бумаге слово начальника, а к Володину относятся именно так (особенно парламентарии из «Единой России») следует воспринимать как настоятельную рекомендацию. Так что не стоит сомневаться в том, что число разгуливающих между рядами народных избранников в будущем резко сократится.

В перспективе же депутатам можно запретить еще много чего — например, разговаривать друг с другом или по телефону, смотреть в гаджеты и вообще по сторонам, часто ходить по нужде или утолять голод. В конце же созыва наполненный депутатами зал будет напоминать собрание живых роботов, хотя, и на первый взгляд свободно высказывающихся на разные темы. Неслучайно же, что именно робототехника — одна из любимых тем спикера Володина.

При этом «слуги народа» все больше закрываются от этого самого народа. Так, с прошлой недели на Охотном ряду якобы по инициативе аппарата Госдумы действует усиленный пропускной режим. Теперь сотрудники ФСО требуют, чтобы посетителей, приходящих в палату по разовым пропускам, встречали те думские работники, которые и выписали им пропуск. Они также спрашивают, к кому именно направляется визитер. При этом ограничения касаются не всех, в частности от ожидания «встречающих» на входе освобождены те, кто проходит по заявкам от руководства палаты.

Никто не знает, с чем именно связано такое ужесточение правил, но, судя по всему, новый порядок прохода в Госдуму вводится на неопределенный срок. По этому поводу уже неофициально возмущаются сотрудники аппарата, которым иногда по несколько раз в день приходится бегать к проходной.

Но очевидно, что таким образом руководство Госдумы отсеивает каких-то нежелательных именно для него людей и закрывает плотнее двери парламента, который по идее должен быть максимально открытым для всех желающих узнать, чем занимаются народные избранники.

В том же, что в Госдуме и дальше будут закручивать гайки, сомнений почти нет. При этом ужесточение режима и закрепощение самих депутатов происходит под красивыми лозунгами вроде наведения дисциплины и повышения эффективности работы — мол, не дело, когда депутатов или их помощников отвлекают чаепития с бесконечными посетителями.

Между тем, прошедшие президентские выборы наводят многих парламентариев на мрачные мысли о том, что впереди их, скорее всего, ожидает ощутимое переформатирование партийной и, возможно, всей политической системы. Так, лидер «Справедливой России» Сергей Миронов на днях заявил о реальных перспективах создания в России трех- или двухпартийной системы. При этом он убежден, что его партии в этом процессе будет отведена одна из лидирующих ролей.

Лидер ЛДПР Владимир Жириновский, напротив, дал понять, что из парламентских выживут лишь три партии — КПРФ, «Единая Россия» и его собственная. Он же вбросил давно обсуждаемую тему о создании в будущем нового органа власти — Госсовета, председатель которого будет, по сути, выполнять функции реального президента. «А полномочия Госдумы надо расширить — мы сформируем правительство и согласуем это с Госсоветом», — предложил Жириновский.

Он убежден, что политические реформы в стране назрели. «Мы засняли лица людей, которые ехали на работу 19 марта. Они недовольны! Вы запугали народ!», — призвал к либерализации Жириновский.

Елена Земскова

Подпишитесь