Posted 5 марта 2018, 15:55

Published 5 марта 2018, 15:55

Modified 30 марта 2024, 20:32

Updated 30 марта 2024, 20:32

Эксперт: Российским производителям сегодня выгодно выпускать некачественные продукты

5 марта 2018, 15:55
В первой «зоне риска» — продукты мясопереработки, рыбная, молочная продукция, кондитерские изделия.

Проблема некачественных продуктов в образовательных, медицинских и других учреждениях связана с общей проблемой фальсификации продуктов на рынке, считает сопредседатель союза потребителей «Росконтроль», юрист Александр Борисов. Как рассказал эксперт корреспонденту «Росбалта», такие же продукты лежат на прилавках магазинов.

«По ряду категорий продуктов питания фальсификат достигает 40%, 60% и даже 70%. И, кстати, фальсификация распространена не только в России, это сейчас проблема практически всех стран в той или иной мере. Высокие прибыли и низкая потребительская грамотность толкают производителей на такую дорогу. Чем ниже уровень жизни и покупательская способность, тем больше распространение фальсифицированной продукции», — сообщил Александр Борисов.

По мнению эксперта, основные категории, находящиеся в первой «зоне риска» — продукты мясопереработки, рыбная, молочная продукция, кондитерские изделия. «Сегодня законодательно созданы такие условия, когда даже добросовестному бизнесу приходится снижать качество продукции, чтобы не потерять потребителя и полку в магазине. То же — в условиях „черного рынка“ сертификации. Сегодня дешевле и удобнее купить сертификат или декларацию о соответствии на товар и поставлять его в магазин. За этой покупкой не стоит никакая лабораторная экспертиза. А значит, качество и безопасность отдается на откуп самому производителю», — отметил Борисов.

Юрист подчеркнул, что надзорные органы не имеют достаточных полномочий для контроля над ситуацией. «Надзорный орган может прийти на производство только один раз в три года или по жалобе потребителя на небезопасную (именно небезопасную) продукцию. Итог: штрафы за обман потребителей или нарушение технических регламентов при производстве достигают сумм 300 тыс., в редких случаях до 1 млн. рублей. Недобросовестный бизнес готов хоть ежемесячно оплачивать такие штрафы, поскольку фальсификация — вещь чрезвычайно выгодная», — заметил Борисов.

Общественник напомнил, что в Госдуме рассматриваются поправки в Уголовный кодекс о введении статьи за фальсификацию. Однако фальсификаторы вряд ли испугаются штрафов и исправительных работ, предусмотренных проектом. Малоэффективными оказываются и обращения в суды, и потребители не хотят затрачивать ни свое время, ни усилия ради 10 — 15 тыс. рублей компенсации.

Введение контрсанкций против европейских продуктов не заполнили полки магазинов качественными отечественными товарами. «Очевидно, что сам факт контрсанкций не повысил в одночасье ни надои, ни урожаи. Работа с аграриями, — вещь кропотливая, требующая государственной поддержки. Что мы получили в первый год? Кратное увеличение ввоза того же пальмового масла в Россию. Вот только „сырных продуктов“ или „спредов“ по цене „сырных продуктов“ и „спредов“ на прилавках больше не стало, а „сыр“ и „масло“ с соответствующими ценами на полках остались», — констатировал Александр Борисов.

Напомним, что, по данным руководителя «Сибирского федерального центра оздоровительного питания» Якова Новоселова, до 90% продуктов в детских учреждениях Новосибирска — это фальсификат, суррогат или просто некачественные товары. Экспертизы проводились совместно с сотрудниками прокуратуры независимыми аккредитованными экспертными учреждениями, государственными испытательными и научными лабораториями.

Подпишитесь