Posted 8 декабря 2017, 14:39

Published 8 декабря 2017, 14:39

Modified 30 марта, 21:18

Updated 30 марта, 21:18

Анатомия слухов: кого «задвинут» выборы-2018

8 декабря 2017, 14:39
Решение Владимира Путина баллотироваться на новый срок стало поводом для появления самых разных политических сценариев.

Дележ мест в президентском предвыборном штабе идет едва ли не с лета 2017 года. Однако после публичного признания Путиным того факта, что он решил править страной до 2024 года, в геометрической прогрессии возросло количество слухов о том, как будут организованы его формальный и неформальный предвыборные штабы. Ведь устоявшаяся российская традиция, во многом связанная с тем, что выборы предполагают использование административного ресурса, неформального давления и «серых» бюджетов, предполагает обязательное наличие двух параллельных структур.

У того же Владимира Путина так было с самого момента его прихода в большую российскую политику. Вначале на парламентских выборах 1999 года, а затем — на президентских в начале 2000-го. Так было и во время выборов 2012 года, когда формальный штаб нынешнего главы государства возглавлял режиссер Станислав Говорухин, в неформальный штаб действовал, как говорят, прямо в администрации президента.

Нет никаких причин для того, чтобы в этот раз кто-то решил менять схему. Тем не менее, в прессу идут «сливы» о том, что официальный предвыборный штаб президента возглавят то ли глава кремлевской администрации Антон Вайно, то ли его первый заместитель Сергей Кириенко. Первый вариант, заметив, в принципе вполне возможен. Вайно не является политтехнологом, но он сильный администратор, который сможет обеспечить функционирование формальной предвыборной активности строго в рамках закона. Прецеденты уже были, например, штабом Дмитрия Медведева на выборах 2008 года руководил тогдашний глава администрации президента (то есть Владимира Путина), Сергей Собянин. Ну, а неформально за кампанию отвечал его первый заместитель Владислав Сурков, курировавший внутреннюю политику.

Так что возможно повторение этой схемы, когда Антон Вайно будет главой формального штаба, а Сергей Кириенко — неформального. Что же касается слухов о том, что первый замглавы кремлевской администрации претендует на руководство формальным штабом, то они, скорее всего, распускаются какими-то недоброжелателями. Возможно, даже из той же президентской администрации или как минимум окружения Владимира Путина, где конкуренция за власть и «доступ к телу» не прекращается ни на минуту.

Всем понятно, что формальный глава штаба — это зиц-председатель, который не имеет реального влияния не предвыборную кампанию. Это особенно хорошо было видно в 2012 года по назначению на этот пост Станислава Говорухина. И попытка «запихнуть» Кириенко на эту должность равноценна попытке лишить его влияния на ход выборов, отстранения его от руководства настоящим ходом кампании.

В этом смысле показательны слухи о том, что Сергей Кириенко слишком сложно выбирал момент, когда Владимир Путин мог бы объявить о своем выдвижении на выборы — так долго, что глава государства якобы устал ждать. И неожиданно, вопреки сценарию, положительно отметил на вопрос рабочего во время предвыборного мероприятия на автозаводе ГАЗ. Вероятность такого сценария невелика, вполне возможно, что этот «экспромт» был домашней заготовкой. Но сам факт того, что такие слухи появляются, свидетельствует о стремлении неких сил продемонстрировать снижение доверия Владимира Путина не столько даже к команде Сергея Кириенко, сколько к ее методам ведения предвыборной кампании.

Тем не менее, несмотря на подобные отдельные атаки, практически невероятно, чтобы глава государства сменил команду политтехнологов и администраторов уже по ходу предвыборной гонки. Так что схема ведения кампании, скорее всего, вполне будет соответствовать тому, что было описано самими членами команды Сергей Кириенко в начале осени. Они будут по возможности повышать явку и одновременно избегать скандалов, связанных с нарушениями, поскольку и так понятно, что Владимир Путин побеждает при любых раскладах всех имеющихся оппонентов.

Однако ходят слухи, что «силовики», в частности Нацгвардия, тоже хотят поучаствовать в организации кампании. Если ФСБ отвечает в основном за информацию о том, как зарубежные враги пытаются сорвать выборы или помешать победе Владимира Путина (что для власти одно и то же), то полиция и нацгвардейцы могут организовать большое антикоррупционное расследование, а точнее маски-шоу республиканского масштаба. Слухи о чем-то подобном то ли на Северном Кавказе, то ли даже в Крыму ходят как минимум с середины осени. Даты, когда это может произойти, также называют разные. Но очевидно, что если эти слухи подтвердятся и показательная зачистка одной из коррумпированных региональных элит случится, то произойдет это прямо накануне выборов, например, уже в феврале 2018 года.

Ходят слухи и о возможности других неожиданных предвыборных акций со стороны президента и его добровольных помощников. И тут принципиально важно, будут ли они согласовываться с Кремлем, потому что отдельные «добровольные помощники», особенно из числа «силовиков», вполне в состоянии не помочь, а навредить главе государства своим предвыборным рвением.

Иван Преображенский

Подпишитесь