Posted 5 декабря 2017, 14:28
Published 5 декабря 2017, 14:28
Modified 30 марта, 21:21
Updated 30 марта, 21:21
Министерство юстиции России приняло решение внести в список иностранных агентов девять СМИ, которые действуют на территории РФ. В списке, который опубликован на сайте ведомства, перечислены «Голос Америки», «Радио Свободная Европа»/«Радио Свобода» (РСЕ/РС), телеканал «Настоящее время», татаро-башкирская служба «Радио Свобода» (AzatliqRadiosi), «Сибирь.Реалии», «Idel.Реалии» (русскоязычный проект той же татарско-башкирской службы), «Фактограф», «Кавказ.Реалии», «Крым.Реалии».
Официальный комментарий в связи с решением, принятым российскими властями, сделал президент «Радио Свободная Европа/Радио Свобода» Том Кент. По его словам, входящие в этот холдинг медиа продолжат свою работу в России, хотя можно предполагать, что попадание в число иностранных агентов способно привести к тому, что деятельность «организации в России может быть подвергнута еще большим ограничениям».
Между тем неофициально сотрудники «Радио Свобода» говорят, что юридически решение Минюста выглядят, по меньшей мере, странно. Структура американской медиакорпорации отличается от того, как ее изобразили российские чиновники. Одни подразделения (татаро-башкирская служба), фактически вошли в список дважды, другие же, (например, чеченская редакция) вообще в него не попали.
При этом реестр содержит только три раздела — порядковый номер СМИ-иноагента, его наименование и дату включения в перечень, и никаких уточнений к ним. Так что никто, судя по всему, не собирается объяснять ни «Свободе» в целом, ни отдельным юридическим лицам, входящим в этот холдинг, как же они теперь должны себя вести. Власти РФ лишь подчеркивают, что принятое решение — это зеркальный ответ на действия США, которые заставили зарегистрироваться в качестве иностранных агентов телеканал Russia Today и информагентство Sputnik.
В соответствии с принятыми 15 ноября Госдумой и подписанными президентом 26 ноября поправками в два закона: «О защите информации» и «О СМИ» речь, теоретически, идет просто об обозначении указанными медиа того факта, что на территории России они выполняют функции иностранного агента, как это уже делают некоммерческие организации, оказавшиеся в аналогичном списке Минюста. Однако остается неясным, нужно ли СМИ, попавшим в список, предоставлять в министерство юстиции дополнительную отчетность о поступлении денег из-за границы. Ведь большинство из них (за исключением нескольких корпунктов) в России вообще не представлены и хозяйственной деятельности на ее территории не ведут.
Складывается ощущение, что неясность, неочевидность и размытость формулировок — это и есть суть принятых ранее поправок. Речь, очевидно, вовсе не идет о введении четких юридических норм, которые позволят автоматически, на основании каких-то объективных критериев, отделить «иностранных агентов» от остальных СМИ. Например, в законе говорится, что он может быть применен к «юридическим лицам, зарегистрированным в иностранном государстве», а также «к иностранным структурам без образования юридического лица». Под второе определение, очевидно, может попасть кто угодно, даже рядовой российский блогер, получившее денежный перевод от дяди из Австралии.
Равно же никто не заставляет министерство юстиции разыскивать и выявлять иностранных агентов среди медиа. В законе прямо сказано, что «к иностранному средству массовой информации могут быть применены положения Федерального закона <…>, регулирующего правовой статус некоммерческой организации, выполняющей функции иностранного агента», то есть, очевидно, могут и не быть применены. Все на усмотрение исполнителей, которые не скрывают, что им просто надо осложнить работу какого-то конкретного медиа или даже человека.
Похоже, что парламент, принявший закон, и Минюст, как его главный исполнитель, в своих действиях сознательно руководствуются подходом, далеким от правовых норм. Теоретически это могло бы стать основанием для отмены данных поправок Конституционным судом. Но в современной России можно рассчитывать разве что на «особое мнение» одного-двух судей, оставшихся принципиальными, не более того. Даже обещание Совета при президенте РФ по развитию гражданского общества и правам человека (СПЧ) сформулировать и предложить Госдуме уже в ближайшее время новые поправки в законы «О СМИ» и «О защите информации» выглядят более реалистично. Хотя, скорее всего, и поправки СПЧ либо не будут приняты, либо окажутся полностью выхолощенными на уровне обсуждения в Госдуме. В конце концов, принятия закона практически требовал лично президент Владимир Путин, а ему уже много лет в России не принято перечить.
Самое вероятно как раз — это исполнение опасений руководства «Радио Свобода». Реестр СМИ-иноагентов в 2018 году наверняка будет расширяться. Затем, как это уже было с НКО, часть медиа окажутся уже в списке «нежелательных организаций». После этого их сайты можно будет без суда заблокировать, а против сотрудников завести уголовные дела за получение денег от нежелательной, то есть фактически запрещенной на территории РФ организации, даже если речь идет всего лишь о начислении зарплаты.
Впрочем, сейчас это только предположения и ожидания отдельных сотрудников медиа, угодивших в список иностранных агентов или же ощущающих себя на грани этого. Ясность, скорее всего, наступит только после президентских выборов в РФ. Пока же российские власти широким жестом разрешили СМИ-иноагентам освещать ход голосования в марте следующего года и даже присутствовать на избирательных участках.
Иван Преображенский