Posted 4 декабря 2017, 15:19
Published 4 декабря 2017, 15:19
Modified 30 марта, 21:21
Updated 30 марта, 21:21
Проблема безопасности групповых перевозок детей обсуждалась во время круглого стола «Вопросы законодательного регулирования и общественного контроля безопасности организованных перевозок детей», прошедшего в понедельник в Общественной палате РФ. Эксперты пришли к выводу, что возить несовершеннолетних на устаревших автобусах смертельно опасно и введенный еще в 2013 году запрет организованных перевозок детей на автобусах старше 10 лет должен, наконец, вступить в силу.
Невозможно игнорировать тот факт, что рост ДТП с участием автобусов происходит на фоне стремительного старения автобусного парка в России, заявила во вступительном слове член Общественной палаты Валентина Цывова. По ее словам, обеспокоенные проблемами безопасности родители вынуждены либо решать вопросы транспортировки детей собственными силами, либо вообще отказываться от участия детей в поездках. Они также создали петицию с требованием ужесточить правила детских перевозок, которую на сегодняшний день подписали уже более 23 000 человек.
Между тем еще в 2013 году правительство России Пунктом 3 к Постановлению № 1177 запретило осуществлять организованные перевозки детей на автобусах старше 10 лет. Но вступить в силу этому пункту уже 4 года мешают лоббистские усилия организаторов коммерческих перевозок — например, «Российского союза туриндустрии». Не желая обновлять автобусные парки, перевозчики грозят полной остановкой детских экскурсионных поездок и заявляют о том, что обилие регламентов и правил наносит вред их коммерческой деятельности.
И у экспертов, и просто у непредвзятых наблюдателей складывается впечатление, что заинтересованные лица считают обеспечение безопасности детей во время перевозок лишь необязательной строкой расходов и фактически устраивают саботаж постановления правительства. А количество аварий с участием автобусов растет с каждым годом — об этой проблеме на одном из правительственных совещаний говорил даже президент страны. Только за 8 месяцев текущего года жертвами таких аварий стали свыше 200 человек — почти в полтора раза больше, чем в прошлом году. Для примера достаточно упомянуть несколько недавних случаев: падение в августе старого автобуса в Керченский пролив, унесшее жизни 19 человек, или отказ аккумулятора у 27-летнего автобуса, преодолевавшего железнодорожный переезд под Владимиром, когда при столкновении с поездом погибли 16 человек.
По мнению участников круглого стола в ОП, разница в уровне безопасности старых и новых автобусов достаточно очевидна.
«Сейчас по правилам автобусы должны оборудоваться системой обеспечения устойчивости, которая помогает решить проблему опрокидывания, — при сертификации все автобусы должны ее иметь. 10 лет назад, конечно, об этом никто не задумывался. Но технический прогресс за эти 10 лет все-таки достаточно зрим. И с точки зрения безопасности автобус, выпущенный сейчас, и автобус, выпущенный 10-15 лет назад, имеют конструктивные отличия», — отметил заведующий кафедрой автомобилей МАДИ, профессор Андрей Иванов.
Очевидно, что если рекомендательные меры и здравый смысл в отношении коммерческих перевозчиков не работают, помочь обеспечить безопасность детей должны запретительные меры, отмечали участники круглого стола. По их мнению, правительству Российской Федерации следует разработать и проследить за внедрением и реализацией всех необходимых нормативов по детским перевозкам. Пока же, к сожалению, существующие распоряжения правительства не работают, и ответственности за это никто не несет.
Возможно, российским властям стоит изучить опыт Евросоюза, в котором все вопросы, связанные с пассажирскими перевозками, жестко регламентированы и неукоснительно выполняются.
«Нам необходимо формализовать лучшие практики, в том числе в рамках правительственных инициатив, — считает заместитель председателя Комиссии по общественному контролю ОП РФ Артем Кирьянов. — И действительно координацию перевозок поручить или переадресовать на уровень субъектов Федерации, возложив соответствующие функции государственного контроля и надзора не только на специальные органы, в том числе ГИБДД, но и на органы административные, персонально закрепив ответственность за вице-губернатором или зампредправительства, отвечающим за данную сферу. В том числе, это может войти и в рейтинг эффективности губернаторов. Все должно быть достаточно жестко, достаточно регламентировано».
Дарья Истомина