Posted 24 ноября 2017, 14:30
Published 24 ноября 2017, 14:30
Modified 30 марта, 21:27
Updated 30 марта, 21:27
Арест во Франции сенатора Сулеймана Керимова, несмотря на то, что парламентария и по совместительству миллиардера быстро отпустили под залог, успел обрасти массой околополитических слухов. Французские конспирологи в социальных сетях неожиданно стали частью российского политического пространства. По их словам, речь идет о решении президента Эммануэля Макрона показательно «надавить» на российских официальных лиц, которые владеют недвижимостью на Лазурном берегу и в крупных городах Франции через «третьи руки». Фактически это якобы сигнал Москве, что Париж готов встраиваться в американскую систему новых санкций и того же самого будет добиваться от Евросоюза в целом, который сейчас ведет себя в отношении России заметно мягче.
В этом смысле очень показательно заявление одного из депутатов Госдумы, который решил использовать красивую метафору и заявил, что любой российский парламентарий мог бы оказаться на месте Керимова. В значительной мере, это правда, потому что собственность или счета за рубежом, записанные на друзей, дальних родственников и просто мифических личностей, похоже, имеют многие представители российского правящего класса.
Есть, правда, и еще одна версия, почему Керимов оказался «под ударом» и вся российская внешнеполитическая система вынуждена была броситься на спасение миллиардера, формально отдавшего свой капитал в управление «слепому трасту», который он, по официальной версии, не контролирует. Речь о двух последних крупных офшорных скандалах вокруг так называемых «панамского» и «райского» досье. Ходят слухи, что именно эти документы позволили французской правоохранительной системе предположить причастность лично Керимова к недвижимости во Франции ну сумму до полумиллиарда евро и неуплате с нее должным образом налогов.
Показательно, что после того, как Керимов освободился под залог в 5 млн евро, стало известно о том, что французские и британские банки в принудительном порядке закрывают счета экс-кандидата в президенты Франции и лидера «Национального фронта» Марин Ле Пен, а также ее соратников и собственно ее партии. Ходят слухи, что это тоже стало результатом офшорных расследований, позволивших отследить «сомнительные» деньги, которые оседали на упомянутых счетах, приходя от восточноевропейских друзей лидера французских национал-популистов.
В России же официальные лица, судя по всему, трактуют происходящее по первой версии — как давление со стороны Франции. И отвечают на него соответственно. В частности, неожиданные проверки начались в магазинах французской (по формальному происхождению) сети «Ашан». Якобы ее заподозрили в нелегальной торговле «санкционным» сыром. Другие представители французского бизнеса на условии сохранения анонимности говорят, что спираль ответного давления, скорее всего, будет раскручиваться и дальше. Так что они тоже ждут проверок и в целом неприятностей со стороны российских властей как ответа на действия правоохранительных органов Франции.
В России между тем идет атака не только на французский бизнес. Ходят слухи, что скандал с новоуренгойским гимназистом, который, по мнению российских ультрапатриотов, «не так» высказался по поводу памяти о немецких солдатах, погибших во время Второй мировой войны, в итоге вылился в информационную атаку на руководство «Газпрома».
А все потому, что спонсором прославившейся на всю страну новоуренгойской гимназии оказалась «дочерняя» компания «Газпрома». Хотя газовый монополист и отрицал, что спонсировал конкретную поездку школьника в Германию и его выступление в бундестаге, это позволило противникам нынешнего руководства «Газпрома» попытаться трансформировать обсуждение незначительной темы выступления гимназиста в полноценную информационную атаку на компанию, якобы слишком тесно сотрудничающую с немецкими партнерами. Особенно это было заметно в соцсетях.
Между тем, слухи о возможной отставке главы компании Алексея Миллера ходили давно. И резко возобновились после того, как он был награжден орденом «За заслуги перед отечеством» первой степени — единственный из россиян, имеющих формальное отношение к бизнесу, а не к госуправлению. В советской традиции такие награды обычно происходят перед отставкой или почетной пенсией. Теперь же якобы идет игра за то, кто займет в итоге место Алексея Миллера и куда отправят его самого.
В целом же все эти игры вокруг большого бизнеса якобы связаны с обострением страхов российского правящего класса, который ожидает в начале 2018 года резкого ужесточения персональных санкций со стороны США в отношении предпринимателей, связанных с руководством страны, и первых лиц государственных корпораций. Это должно произойти после того, как состоится соответствующий доклад администрации Белого дома, как предполагает последний закон о санкциях, принятый американским конгрессом.
Именно в связи с ожиданием этого доклада и санкций, которые должны за ним последовать, российский правящий класс нервничает и старается найти место поспокойнее. Ну а зарубежные партнеры США, такие как, например, Франция, ищут способы показать свою готовность сотрудничать с американцами в отношении России, что называется, «по полной». Благо, как показывает пример того же Керимова, российские чиновники, парламентарии и предприниматели достаточно «наследили» в Европе.
Иван Преображенский