Posted 19 июля 2017, 18:05
Published 19 июля 2017, 18:05
Modified 30 марта, 22:40
Updated 30 марта, 22:40
Задолженность по коммунальным платежам в России на данный момент составляет 1,34 трлн рублей, сообщил министр строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ Михаил Мень. При этом около половины — задолженность населения (645 млрд рублей), а остальное это долги посредников, например, управляющих компаний.
Министр заявил о намерении «устранить посредников между гражданами как потребителями коммунальных услуг и ресурсоснабжающими компаниями». Мень сказал журналистам, что сейчас обсуждается законопроект, который позволит потребителям коммунальных услуг напрямую платить ресурсоснабжающим организациям.
Между тем, как заявил «Росбалту» депутат Госдумы, сопредседатель «Союза жителей» Олег Шеин, рост долгов по услугам ЖКХ зачастую происходит из-за непродуманных действий самих чиновников министерства строительства и ЖКХ. По его словам, в ряду просчетов стоят и ограничение прав жителей на непосредственное управление домами, и проволочки в использовании зарубежного опыта.
«Безусловно, прямые договоры — это вещь более правильная, чем договор, заключенный через посредников. Модель, когда деньги проходят через иные руки и не сразу поступают к поставщику услуги к тем, кто произвел отопление, воду, газ, является неправильной. Переход на прямые договоры необходим. Но что является препятствием? Раньше собственники любого дома имели право заявить о том, что они выбирают не управляющую компанию, не ТСЖ, а способ непосредственного управления домом. При этом способе автоматически договорные отношения по коммунальным услугам становились прямыми. Однако в 2014 году по инициативе министерства способ непосредственного управления был ограничен домами с числом квартир не превышающим 30-ти. В результате, если раньше у людей была возможность платить напрямую, то после реализации инициатив министерства ЖКХ такая возможность исчезла. И сегодня законодательство очевидно требует корректировки», — рассказал народный избранник.
Депутат подчеркнул, что рост долгов по коммунальным платежам во многом растет из-за неверного начисления счетов по общедомовым нуждам (ОДН). «Долги возникают в силу счетных ошибок коммунальных служб, когда ставится общий счетчик и выставляется счет, исходя из общедомового потребления. Но коммунальные компании не всегда учитывают реальное потребление отдельных квартир, и в этих обстоятельствах возникают счетные претензии. При сверках они резко уменьшаются. Однако невозможно ежемесячно делать сверку по каждому дому, по каждому объекту. За рубежом пошли путем установки автоматических систем учета энергии: ставится специальное оборудование, и оно считывает показания по квартирам, по дому. В результате нет никакой проблемы с ОДН и нет завышенных претензий со стороны коммунальных компаний. В России дискуссия о таком способе длится много лет, и пока движений, к сожалению, не предпринимается. Явно есть необходимость обратить внимание правительства перенять этот зарубежный опыт», — уверен Олег Шеин.
Заявление министра о необходимости устранить посредников между потребителями услуг и снабжающими организациями означает признание неэффективности нынешней системы ЖКХ, считает сопредседатель Координационного совета протестных действий Перми Светлана Кравцова. Предложенная министром схема, однако, не будет означать перехода к индивидуальным договорам.
«Непосредственное управление — это когда стороны договора: житель и ресурсоснабжающая организация. Прямой же договор предполагает, что стороны договора: управляющая компания и ресурсоснабжающая организация, но жители при этом платят на счет ресурсников, минуя УК. А было бы правильнее, если бы УК в этой связке вообще не было, то есть были бы только житель и ресурсоснабжающая организация», — заявила Светлана Кравцова.
Активистка напомнила, что к управляющим компаниям накопилось много претензий со стороны граждан, и эти проблемы не решаются при нынешней системе. «Достаточно представить, что когда жители пожалуются на некачественную поставку услуг, то ресурсоснабжающая организация отфутболит их к „управляшке“, мол, договор заключен с ней. А „управляшка“ будет футболить к ресурсоснабжающей организации: мол, платите-то вы напрямую ей. И получается замкнутый круг», — констатировала Светлана Кравцова.
Председатель президиума Ростовской ассоциации ТСЖ Сергей Атаманенко считает, что рост задолженности по услугам ЖКХ связан с общей социально-экономической ситуацией в стране. «Нельзя смотреть на ЖКХ в отрыве от ситуации в целом по стране. Вот тарифы с 1 июля в среднем возросли на 4%. А доходы людей выросли или нет? Зарплата растет или осталась на прежнем уровне? Платится она вовремя или с задержками? Из ответа на эти вопросы мы узнаем и причины того, почему многие люди вовремя не оплачивают услуги», — заметил Сергей Атаманенко.
Эксперт подчеркнул, что заметным фактором, влияющим на рост долгов, является и отсутствие платежной дисциплины. Так, если пенсионеры платят регулярно, то занятые бизнесмены могут копить долги, откладывая оплату на «потом».
Атаманенко согласился, что Михаил Мень справедливо попенял посредникам, в частности, управляющим компаниям на долги. «Конечно, нельзя говорить, что в ТСЖ, напротив, все отлично. Как говорится, в семье не без урода. Но надо посмотреть на то, как возникают управляющие компании. Согласно федеральному законодательству главным критерием выдачи им лицензии было раскрытие информации. При этом на заседаниях лицензионных комиссий были представители ресурсоснабжающих организаций, которые говорили, что вот этим, конкретным компаниям, нельзя давать лицензии, что они копят миллионные долги. Но это не было критерием для отказа в выдаче лицензии», — констатировал эксперт.
Сергей Атаманенко скептически отнесся к намерениям чиновников принять новые законы, которые устранят посредников между потребителями коммунальных услуг и ресурсоснабжающими компаниями. «Сейчас говорят про прямые договоры, создание вычислительных центров. Однако обилие законов компенсируется их неисполнением. Лучше бы остановились в постоянном принятии новых законов и дали всем успокоиться», — полагает эксперт.
Ситуация в системе ЖКХ такова, что каждая причастная организация стремится «снять сливки», считает председатель Союза собственников жилья в Нижегородской области Наталья Шартанова. Как заявила общественница, это и приводит к тому, что деньги жителей не доходят до ресурсоснабжающих организаций, и копятся долги по оказанным услугам.
«Многочисленные долги, которые копятся в системе ЖКХ, это задолженности, в первую очередь, не жителей, а управляющих компаний и ТСЖ. Жителям нужно, чтобы в доме было тепло, горел свет и текла вода из кранов. А вот „управляйки“ и ТСЖ крутятся, вертятся и хотят обогатиться. Вот они и не платят вовремя деньги ресурсникам. Хорошо еще, если эти деньги идут, например, на ремонт дома. Хотя и в этом случае потом все равно надо будет перечислять задержанные платежи. А бывает, что подворовывают и воруют в „управляйках“, известно о таких случаях», — рассказала Наталья Шартанова.
По мнению эксперта, эффективной системы надзора за организациями в сфере ЖКХ нет. «Кто должен со всем этим разбираться? Прокуратура? Но им пишешь, а они в ответ только отписки присылают. Если бы прокуратура поставила условия, чтобы управляющие компании и ресурсоснабжающие организации работали правильно, как им и положено, то все было бы совсем по-другому», — уверена Шартанова.
Общественница подчеркнула, что возмущение жителей методами работы управляющих компаний уже приводит к тому, что некоторые возмущенные жители начинают отказываться платить. «Вот повышаются тарифы по услугам ЖКХ. Но управляющие компании не проводят общих собраний, не объясняют ситуации, как они это обязаны сделать. В то же время руководство министерства строительства и ЖКХ сообщает, что многие управляющие компании не перечисляют деньги ресурсоснабжающим организациям. А какие конкретно УК и почему они не перечисляют — не озвучивает. В итоге, у активных жителей в целом растут протестные настроения против управляющих компаний», — констатировала Наталья Шартанова.
Эксперты уверены, что позитивные реформы в системе ЖКХ необходимы. Однако за десятилетия «оптимизаций» в этой сфере россияне привыкли, что от изменений все становится только хуже и дороже. Поэтому граждане с тревогой ждут любых нововведений от госчиновников. И, как правило, оказываются правы.
Дмитрий Ремизов