Posted 3 мая 2017, 16:50
Published 3 мая 2017, 16:50
Modified 30 марта, 23:24
Updated 30 марта, 23:24
Президент РФ Владимир Путин подписал закон о принудительном переводе бюджетников и пенсионеров на платежные карты «Мир». Работники бюджетной сферы должны быть переведены на карту «Мир» до 1 июля 2018 года. Пенсионеры обязаны заменить карты, не являющиеся национальными платежными инструментами, на «Мир» не позже 1 июля 2020 года.
Финансовую систему новые карты «Мир» не поколеблют, и никакой революции не ожидается. От широкого распространения этих карт никто заметно не выиграет, но никто существенно и не проиграет, считает аналитик «Финам» Тимур Нигматуллин. «Это не более чем инфраструктурный проект. Это как водопровод: главное, чтобы он работал, а из какого материала он сделан и кто им владеет — это не ключевой показатель», — сказал Тимур Нигматуллин.
«Возможно, с точки зрения геополитики снизится риск дестабилизации финансовой системы, потому что будет работать инфраструктура, которая регулируется, в том числе, российскими регуляторами. Но с точки зрения качества функционирования изменения будут несущественными», — уверен Тимур Нигматуллин.
Бывший замминистра труда Павел Кудюкин считает, что обреченными заметить перемены будут бюджетники, которые теперь обязаны получать зарплаты только на «Мир». Они пока не проявили массового беспокойства по поводу перевода их на новые карты, рассказал сопредседатель профсоюза «Университетская солидарность», однако это вопрос времени.
«Самое неудобное — это то, что карта „Мир“ будет использоваться только внутри России. И даже сейчас мы не вполне уверены — везде ли ее в России будут принимать. Значительная часть бюджетников, конечно, за границу просто не ездит. Но тех, кто ездит, это обстоятельство беспокоит. Люди пока, видимо, еще не все узнали об этих планах правительства, некоторые только „переваривают“ и пытаются понять, чем для них это обернется и чем угрожает», — пояснил Павел Кудюкин.
По мнению профлидера, принудительный перевод бюджетников на «Мир» можно охарактеризовать как грубое нарушение гражданского законодательства. «Это не что иное, как навязанная услуга, которая запрещена гражданским кодексом. Человек, получается, теперь не имеет права выбрать удобное для себя платежное средство, а ему будут навязывать эту карту „Мир“, да еще с непонятными условиями платы за пользование. То ли будет какая-то плата взиматься за пользование картой, то ли не будет, то ли работодатель будет платить, и тогда он, чтобы компенсировать свои потери, будет как-то урезать зарплаты работников», — заметил Павел Кудюкин.
Бывший министр экономики РФ, доктор экономических наук Андрей Нечаев убежден, что идея создания национальной платежной системы «Мир» была порождена западными санкциями против России. «Ускоренное введение этой платежной системы Центробанком было связано с санкциями. Ходили тогда слухи, и очень этого боялись, что Россию отключат от международных платежных систем, таких как Visa и MasterCard, и Центробанк стал активно внедрять национальную платежную систему. В принципе, в ней ничего экзотического нет. Такие системы есть и в Японии, и в Китае», — сообщил Андрей Нечаев.
Эксперт подчеркнул, что считает национальную платежную систему позитивным фактором, хотя, по его мнению, не стоило переводить на нее бюджетников в принудительном порядке. «Любое расширение возможностей для потребителя, для бизнеса — это всегда хорошо. Но люди должны иметь возможность сами выбирать, куда им переводить зарплату — на эту карточку или на какую другую», — заметил Андрей Нечаев.
Введение платежных карт «Мир» является логичным шагом по созданию своеобразной модели импортозамещения в сфере платежных систем, считает и советник Института современного развития (ИНСОР) Никита Масленников. В то же время, по его мнению, неслучайно, что на «Мир» перевели бюджетников. Сделано это на случай того самого глобального «отключения».
«Здесь еще и решаются проблемы на совсем форс-мажорный случай — обеспечения безопасности платежей и расчетов для социально уязвимых, критически важных групп населения», — уточнил Никита Масленников.
Как заявил эксперт, появление новой платежной системы повысит конкуренцию внутри всей системы платежей и в то же время несет определенные риски. «Необходимо прорабатывать решения по минимизации рисков, вопросов кибербезопасности, которые остаются в известной части еще открытыми. Это еще и вопросы банковских комиссий и стоимости всех транзакций, потому что здесь пока не все отработано в полной мере. Нельзя исключить такой ситуации, что на первых порах для банков эта система будет несколько более обременительной, чем традиционная платежная система Visa и MasterCard», — сказал Никита Масленников. Эксперт полагает, что на наладку устойчивой работы «Мира» после полноценного запуска системы уйдет примерно год-полтора.
Вопреки уверенности экспертов, у несогласного бюджетника все же останется один способ отказаться от «Мира». «Он может получать наличными», — напомнил главный научный сотрудник Центра отраслевой экономики НИФИ при Минфине РФ Виктор Уткин.
За долгие годы пользования россияне так привыкли к Visa и MasterCard, что даже не представляли, что может появиться что-то иное. Национальная карта «Мир» приступов гордости у граждан пока не вызывает — она грозит издержками и ограничениями, а не сулит выгоды.
Дмитрий Ремизов