Posted 24 апреля 2017, 17:33
Published 24 апреля 2017, 17:33
Modified 30 марта, 23:29
Updated 30 марта, 23:29
Эксперты не согласны с тем, что Роскомнадзору в запретительной деятельности в отечественном сегменте Интернета следует вести себя более «энергично». Они полагают, система уже функционирует нормально и с дальнейшим ужесточением в этой сфере государству следует быть очень осторожным. При этом политологи отмечают, что ровно такого же мнения придерживается президент РФ Владимир Путин.
Этот вопрос был поднят в экспертном сообществе после того, как председатель Совета Федерации Валентина Матвиенко высказала сомнения по поводу эффективности работы Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзора) по противодействию распространению через Интернет наркотиков, а также по пресечению деятельности групп, склоняющих к суициду детей и подростков. «Вы — орган исполнительный власти… Вы отвечаете за эту сферу и вы должны действовать энергично, используя все возможности. Где ваша активность?» — поинтересовалась Матвиенко у руководителя Роскомнадзора Александра Жарова на заседании президиума законодателей в Санкт-Петербурге. Предложив комплексно заслушать программу Роскомнадзора в Госдуме или в Совете Федерации, спикер заявила, что надзорное ведомство «идет в хвосте».
Однако объективных причин бить тревогу у спикера Совфеда сегодня нет, уверены эксперты, тем более что ее позиция идет вразрез с политикой, проводимой президентом страны, отмечает ИА REGNUM. Агентство напоминает, что на проходившем недавно форуме Общероссийского народного фронта президент Владимир Путин подробно остановился на проблемах ограничения свободы Интернета, отметив, что действовать тут нужно аккуратно. В частности он подчеркнул, что вводить дополнительные ограничения в Интернете пока никто не собирается.
Путин напомнил, что в России существуют понятные ограничения на распространение таких публикаций, как призывы к суициду, детская порнография или пропаганда терроризма. «На мой взгляд, этих ограничений пока достаточно. Общий подход здесь должен быть такой: нельзя все то, что запрещено в законе», — заявил Владимир Путин. При этом он констатировал, что «какой-то расхристанной квазисвободы в Интернете давно уже нет» и что подобные ограничения в той или иной степени введены во всех странах мира, а не только в России.
«Перегнуть палку, особенно в такой чувствительной и относительно новой сфере, как Интернет, – дело совсем не сложное. Другой вопрос – что делать потом, как исправлять ситуацию, компенсировать причиненные информационному полю деформации? – говорит генеральный директор Центра политической информации Алексей Мухин. – Как совершенно справедливо отметил недавно наш президент, у каждой страны в этом смысле – собственный путь. Теоретически Россия может воспользоваться китайским опытом жесткой интернет-цензуры или впасть в другую крайность, подобно западным демократиям. Но я сомневаюсь, что любые подобные меры помогут достичь ожидаемого результата, поскольку они попросту не учитывают нашей собственной специфики. Текущая деятельность Роскомнадзора действительно позволяет говорить, что обеспечение безопасности информационного пространства в Рунете находится на должном уровне».
Такого же мнения придерживается и доктор наук, профессор Никита Кричевский: «Если уж и говорить о каких-то более активных действиях, то, в первую очередь, — с позиций взвешенности и бережного подхода к сетевым сообществам и организациям. Безусловно, бороться с теми, кто нарушает закон, нужно и необходимо, и Роскомнадзор действительно предпринимает все возможные усилия, оперативно реагируя на сигналы, которые поступают от пользователей. Но требовать от Роскомнадзора бежать галопом — позиция в корне неверная. Потому что если мы начнем двигаться быстрее, то очень скоро свалимся либо к китайскому варианту, либо даже к северокорейскому, к организации внутренних интернет-сетей, без возможности выхода на внешних пользователей, расположенных вне территории России. Это будет громадным ударом по престижу, по имиджу государства и нанесет огромнейший ущерб государственным институтам как таковым».
По мнению экспертов отрасли, сайты, представляющие опасность, регулярно блокируются, в том числе и на уровне провайдеров. В то же время в глобальной сети вполне доступны самые разные точки зрения, не нарушающие российского законодательства. «Российское законодательство по регулированию Интернета одно из самых гибких и дает возможность Роскомнадзору решать поставленные перед ним задача достаточно эффективно», - резюмирует Алексей Мухин.