Posted 28 декабря 2016, 14:00
Published 28 декабря 2016, 14:00
Modified 31 марта, 00:43
Updated 31 марта, 00:43
Среди основных причин падения Ту-154 близ Сочи на первый план вышла версия о неисправности или ошибке при уборке закрылок. Однако не все эксперты поддерживают эту точку зрения. Некоторые из них уверены, что одни закрылки не могли стать единственной причиной катастрофы, другие обращают внимание, что с закрылками могли случиться нештатные ситуации по разным причинам, и, в целом, выводы делать преждевременно.
Самолет Минобороны Ту-154 потерпел крушение в воскресенье, 25 декабря, над Черным морем. Погибли 92 человека. Согласно маршруту, он должен был лететь из Москвы в сирийскую Латакию с дозаправкой в аэропорту Моздока. Однако погодные условия вынудили поменять маршрут, и самолет приземлился в аэропорту Адлера. Здесь его дозаправили, и в 05:25 мск борт вылетел из Сочи, а уже в 05:40 — пропал с экранов радаров.
Менее чем через два часа после потери связи с экипажем информагентства сообщили об инциденте. Одновременно стало известно, что среди пассажиров были журналисты и музыканты, в том числе ансамбль имени Александрова, который должен был выступить перед военнослужащими на аэродроме Хмеймим с новогодней концертной программой. Чуть позже появилась информация, что этим рейсом в Сирию летела врач Елизавета Глинка, известная как Доктор Лиза.
Самолет, построенный в 1983 году, налетал 6689 часов. Последний ремонт, по информации военных, прошел в декабре 2014 года, а в сентябре 2016-го — плановое регламентное обслуживание. В тот трагический день на борту находилось 84 пассажира и 8 членов экипажа.
К поиску самолета были привлечены все поисково-спасательные службы Минобороны и других ведомств. В 6-8 километрах от берега было найдено масляное пятно. В этот район направились спасательные суда. Уже тогда эксперты высказали мнение, что «у находившихся на борту Ту-154 шансов выжить практически не было». Было возбуждено уголовное дело по факту крушения. По поручению председателя Следственного комитета Александра Бастрыкина, дело было передано в центральный аппарат СК РФ.
Уже через несколько часов после крушения спасатели нашли первые обломки Ту-154 в Черном море. Их разброс был сравнительно большим: одни фрагменты подобрали в 1,5 км от берега, стойка шасси самолета была найдена в 6 км от побережья, а некоторые обломки и личные вещи пассажиров оказались на расстоянии до 15 км от земли.
В 10:16 министерство обороны опубликовало список пассажиров и членов экипажа. Официальный представитель военного ведомства генерал-майор Игорь Конашенков сообщил, что обнаружили первого погибшего. Тело было найдено в шести километрах от береговой линии Сочи и поднято на борт спасательного судна.
Специалисты изначально рассматривали в качестве основных версий падения Ту-154 две причины — техническая неисправность воздушного судна и ошибка пилотирования. На первый план сразу вышла версия о неисправности. Ошибку пилотов сочли «маловероятной», так как те имели «большой опыт управления воздушными судами такого типа и значительный налет часов». Условия погоды в районе крушения также были благоприятными. Однако уже тогда эксперты среди возможных причин авиакатастрофы назвали несинхронную уборку закрылок, которая происходит в том случае, если произошел обрыв проводов.
К 15:00 мск из воды были извлечены 10 тел, часть из них — в виде фрагментов. Сочинский блогер Александр Валов поделился мнением сотрудников МЧС — если кто-то выжил непосредственно в авиакатастрофе, то выжить в ледяной воде практически невозможно.
Практически сразу в Сети стали обсуждать версию о теракте. К вечеру на сервисе YouTube появилось видео яркой вспышки в небе, зафиксированной одной из сочинских видеокамер. Однако источники информагентств в спецслужбах заявили, что версии о крушении лайнера в результате теракта нет среди приоритетных.
О том, что самолет будет дозаправляться в Сочи, а не в Моздоке, никто не знал заранее. На борт в Адлере поднимались только два пограничника и один таможенник, а из самолета выходил только штурман с целью контроля заправки. Питание на борт не подавалось, а дозаправка осуществлялась штатным персоналом.
В понедельник сонар одного из спасательных кораблей зафиксировал примерно в 1,5 км от берега на дне конструкцию, схожую по очертаниям с фюзеляжем самолета. На месте крушения самолета на глубине 17 метров был обнаружен и первый из бортовых самописцев.
Во вторник источники федеральных СМИ сообщили, что на поднятых из воды телах погибших, а также на фрагментах самолета не обнаружено следов взрывчатки и свидетельств о воздействии на лайнер извне. Тогда же источники заявили, что видеозапись вспышки неподалеку от места крушения была сделана почти через полчаса после катастрофы Ту-154.
К середине дня были найдены все ключевые элементы самолета, установлено местонахождение еще двух бортовых самописцев.
К вечеру были обнародованы технические данные. Стало известно, что потерпевший крушение самолет упал в Черное море на скорости более 500 км/ч. Катастрофа произошла, когда пилоты убирали механизацию. При этом самолет шел с большим углом тангажа. Видимо, произошло его сваливание с эшелона во время маневра вправо. В результате в конце разворота он столкнулся с поверхностью воды с левым креном. Версия катастрофы, связанная с ошибкой пилотирования воздушного судна, стала приоритетной.
В среду прокремлевский портал Life обнародовал предполагаемый фрагмент расшифровки переговоров пилотов Ту-154 в последнюю минуту перед крушением. Из этих материалов следует, что произошла нештатная ситуация с закрылками самолета. Второй пилот якобы говорит: «Забрал стойки, командир» и сразу после этого воскликнул «Ух, е-мое!», затем звучит сигнализация, и второй пилот кричит: «Закрылки,… че за…!». Далее он сообщает командиру, что самолет падает. Также звучит сигнал предупреждения о сближении с поверхностью. Впрочем, другие источники подвергают достоверность этой записи сомнению.
Между тем гендиректор ассоциации «Аэропорт» гражданской авиации Виктор Горбачев считает версию о крушении Ту-154 из-за проблем с закрылками весьма сомнительной. Как заявил эксперт корреспонденту «Росбалта», вероятность такой причины есть, но она минимальна.
«Надо не забывать, что самолет уже два с половиной часа летел из Москвы, и проблем с закрылками не было. Поэтому не очень верится в такую версию», — отметил Виктор Горбачев. Эксперт напомнил, что изначально возникло до 7-8 версий, но, по его мнению, сейчас наиболее вероятными остаются три. «Первая версия — это проблема с керосином. Но якобы керосин проверили, и там все оказалось нормально. Вторая версия — это отрыв лопаток двигателя и взрыв двигателя. И третья версия: был возможен перегруз», — перечислил Виктор Горбачев.
Авиаэксперт, специалист по безопасности полетов Александр Романов с этим мнением согласен. Как заявил он «Росбалту», проблемы с уборкой закрылок не могли стать единственной причиной крушения. «Закрылки могли послужить причиной, но в комплексе с другими причинами: центровками, смещениями, перегрузами», — уточнил Александр Романов.
Авиаэксперт подчеркнул, что не считает возможным «серьезно» относиться к появившейся в СМИ расшифровке диалога пилотов. «Люди, которые расшифровали речевой самописец, не имеют право это публиковать. Это даже противозаконно. Поэтому это пока неофициальная версия и даже напоминает какой-то «вброс», — сказал Александр Романов.
Президент фонда «Партнер гражданской авиации» Олег Смирнов тоже считает, что причиной катастрофы могли быть проблемы с закрылками, но у него есть насчет этого серьезные сомнения. Заслуженный летчик СССР сказал корреспонденту «Росбалта», что все же следует подождать официальных выводов комиссии. «Начало катастрофической ситуации произошло в воздухе именно там, где при взлете в стандартном режиме убирают закрылки. Это нетрудно рассчитать, зная время взлета и сколько самолет уже находился в воздухе», — уточнил Олег Смирнов.
Эксперт обратил внимание, что в этой местности уже происходили случаи, когда самолеты оказывались на дне Черного моря. Это Ил-18 в советские времена и армянский аэробус в 2006 году. Все эти катастрофы тоже были связаны с потерей скорости и срывом самолета в штопор. Он пояснил, что временная точка уборки закрылок наиболее располагает к подобной катастрофе, однако возможны варианты того, что именно произошло с ними.
«Один из вариантов — это взлет без выпуска закрылок, что привело на определенной высоте к тому, что самолет потерял скорость. Другой вариант нештатной ситуации возможен, учитывая, что на Ту-154 органы управления шасси и закрылок расположены рядом. Если на высоте вместо уборки шасси пилот нажал на рычаг уборки закрылок, то это уже — приговор. Третий вариант катастрофической ситуации: когда надо убирать закрылки, а они не убрались по какой-то причине. И, наконец, вероятна несинхронная уборка закрылок. И левые, и правые должны убираться абсолютно синхронно. Несинхронная уборка приводит к катастрофам, вплоть до того, что самолет может перевернуть на спину», — рассказал Олег Смирнов.
Заслуженный летчик подчеркнул, что появившиеся в СМИ пересуды и изложения возможных диалогов пилотов Ту-154 нисколько не приоткрывают истинной причины произошедшего. Окончательные выводы вправе поставить комиссия только после подъема обломков самолета и скрупулезного изучения.
Летчик-испытатель, герой Российской Федерации Магомед Толбоев отметил, что причина крушения может быть связана с механизацией крыла. Как рассказал эксперт корреспонденту «Росбалта», этой версии он придерживался с первого дня катастрофы.
«Или произошла несинхронная уборка закрылок, или же произошло разрушение закрылок из-за превышения скорости: скорость имеет ограничение при уборке закрылок», — уточнил Магомед Толбоев, отметив, что окончательную причину можно будет установить после изучения бортовых информационных источников.
Общество активно обсуждает происшествие, но люди не доверяют источникам провластных СМИ и официальным сообщениям ведомств. Россияне заметили, что все чаще в авиакатастрофах власти винят «человеческий фактор» — погибших летчиков. В результате дальнейшее расследование становится бессмысленным, и другие вероятные виновники аварийной ситуации, возможно, оставшиеся на земле, остаются безнаказанными. Так ведь проще — обвинить во всем тех, кто не может сказать слово в свою защиту.
Дмитрий Ремизов