Posted 9 декабря 2016, 16:23
Published 9 декабря 2016, 16:23
Modified 31 марта, 00:56
Updated 31 марта, 00:56
Депутаты Госдумы приняли в пятницу в третьем, окончательном чтении закон о федеральном бюджете на 2017-2019 годы. За его одобрение проголосовали только 315 депутатов из «Единой России», остальные думские партии консолидировано выступили против.
Новый главный финансовый документ страны получился самым скупым за последние годы. Как и предыдущие кризисные бюджеты он будет дефицитным и почти на 40% зависит от цен на нефть.
К слову, бюджет на 2017 год сверстан из консервативного расчета цены на «черное золото» в 40 долларов за баррель. Кроме того, в правительстве рассчитывают, что уже в следующем году ВВП России начнет расти на 0,6%, причем к 2019 году рост ускорится лишь до 2,1%, что существенно ниже среднемировых темпов. Также ожидается, что Резервный фонд будет полностью исчерпан в 2017 году, а Фонд национального благосостояния к началу 2020 года сократится с нынешних 4,7 трлн рублей до 3,06 трлн рублей. При этом из-за существенных государственных внутренних заимствований в ближайшие три года планируется рост госдолга до 16,7 трлн рублей.
Основные траты придутся на общегосударственные вопросы, а также оборону и безопасность страны. Социальная сфера, что уже стало недоброй традицией, продолжит финансироваться по остаточному принципу. Примечательно, что в бюджете 2017 года доля секретных расходов составляет 17,1%, причем 11% из них проходит по разделам, не связанным с национальной обороной и безопасностью.
При рассмотрении проекта во втором чтении депутатам удалось добиться от правительства перераспределения более 1,5 трлн рублей. Самые главные поправки связаны с увеличением кредитной поддержки регионов на 100 млрд рублей и выделением некоторым из них - Крыму и Чечне - особых дотаций. Дополнительные деньги также получат банки и сельхозпроизводители.
Между тем, доработкой бюджета остались недовольны представители трех думских фракций - КПРФ, ЛДПР и «Справедливой России», которые в итоге отказались проголосовать за принятие законопроекта в третьем чтении. Так, депутат Госдумы от ЛДПР Алексей Диденко отметил, что бюджет принимается «Единой Россией» практически без учета мнения других фракций. «1 трлн рублей был распределен одной фракцией. Как можно этот бюджет назвать бюджетом национального согласия?», - возмутился депутат.
«Это тришкин кафтан, который невозможно залатать, он не налезет на плечи огромной России», - так оценил новый бюджет лидер КПРФ Геннадий Зюганов. Он напомнил, что ранее правительство отдало на спасение банков 2 трлн рублей, которые «расползлись по офшорам». «По официальной справке, из 800 млрд, что выделили на инвестиции, на эти цели направили только 3,4%», - добавил Зюганов.
Глава КПРФ убежден, что «кризис будет только нарастать», при этом «клещи будут и дальше сжимать горло страны и всем нам».
Депутат Госдумы от «Справедливой России» Александр Бурков заявил, что стране «навязывают бюджет падения российской экономики». «Родителей этого документа надо лишать родительских прав», - сказал он. По словам депутата, при верстке бюджета правительство «сэкономило на стариках 250 млрд рублей, при этом 150 млрд хочет «отжать» на премии чиновникам».
Единороссам хотелось, чтобы новый бюджет нашел поддержку у всех думских фракций. Отказ трех из них разозлил вице-спикера Госдумы Андрея Исаева, который сравнил оппозиционеров с «детьми, играющими спичками в присутствии родителей и знающими, что они в случае чего погасят пожар». «Наши экономисты сравнивают непринятие бюджета парламентом с цунами», - заявил депутат, заверив, что часть поправок, например, от КПРФ, все-таки была учтена при доработке бюджета. «Поправки важные и нужные, касающиеся детей Донбасса или того же лифтового хозяйства МГУ», - рассказал Исаев.
По словам первого вице-спикера Александра Жукова, единороссы согласились поддержать даже одну из поправок, предложенных непарламентскими партиями. «Речь идет о средствах на благоустройство дворовых территорий», - пояснил он.
К слову, на обсуждение бюджета в Думу пригласили представителей сразу 47 непарламентских партий. Но, как оказалось, исключительно «для галочки», поскольку их представителям так и не дали возможности выступить, а разрешили лишь слушать обсуждение на балконе в зале заседаний.
«Нас тоже приглашали, но без возможности выступить, поэтому никто не пошел», - сообщили «Росбалту» в пресс-службе партии «Яблоко».
Если бы непарламентские партии получили возможность высказать свое мнение, они вряд ли поддержали бы такой вариант бюджета. Хотя глава профильного комитета Госдумы Андрей Макаров убежден, что несогласие оппозиции не более, чем «пиар». «Наши думские оппозиционные фракции предлагали снять деньги с тех же селян, того же самого образования, делая вид, что работают на благо людей», - возмущался депутат.
Макаров также напомнил, что представители оппозиции возглавляют половину думских комитетов. «Депутаты имеют возможность инициировать проведение парламентских слушаний, вносить предложения по корректировке программ. Однако от комитетов, возглавляемых оппозицией, не было внесено ни одного соответствующего предложения», - констатировал он. По словам главы бюджетного комитета, в прошлой Думе таких предложений насчитывалось более трехсот.
В действительности же из-за малочисленности оппозиции любые ее предложения так и остались бы лежать под сукном. Впрочем, это не помешало Макарову обвинить три думские фракции в «политической безответственности».
Елена Земскова