Posted 5 октября 2016, 19:00

Published 5 октября 2016, 19:00

Modified 31 марта, 01:39

Updated 31 марта, 01:39

Картинка или честь

5 октября 2016, 19:00
Как народное голосование за изображения на банкнотах скатилось в политическую борьбу региональных элит.

Финальные дни голосования за символы новых купюр Центробанка омрачились появлением скандальных и весьма однотипных публикаций в СМИ и блогосфере. Конкурс, запущенный Банком России, изначально должен был носить развлекательно-познавательный формат, предоставляя возможность жителям городов и регионов состязаться в креативе и показывать себя и свои достопримечательности с наилучшей стороны. Но в какой-то момент что-то пошло не так, и вместо простых людей на авансцену вышли местные чиновники со своим особенным представлением о «прекрасном» и о том, как должна вестись борьба за победу. Особенно в этом вопросе усердствовали Казань и Сочи.

И если поначалу все ограничивалось концертами и флешмобами в поддержку своих городов, то дальше к агитации подключилась «тяжелая артиллерия» - и вот уже за Казань на новых банкнотах поочередно высказались Герман Греф и Рамзан Кадыров, Николай Никифоров и Михаил Мень, а за Сочи сагитировали Олег Газманов и Игорь Крутой, Николай Валуев и Михаил Галустян. Апогеем противостояния стали обвинения, выдвинутые в адрес Сочи чиновниками из Казани: те заподозрили приморских коллег в подкупе голосующих в конкурсе на новые купюры.

«Вот курорт Красная поляна проголосовавшим за Сочи гостям предоставляет скидку. Туристов в день может быть от трех до пяти тысяч человек. Я думаю, что многие с удовольствием пользуются скидками», - на полном серьезе заявил заместитель руководителя Агентства инвестиционного развития республики Татарстан Марат Бухараев, которого цитирует ProKazan

Это было бы смешно, если бы все не было так серьезно. К изначально не предполагавшему никакой политической борьбы конкурсу некоторые чиновники на местах подошли едва ли ни более основательно, чем к выборам в Госдуму, и принялись бодать друг друга на этом крошечном поле с грациозностью носорогов, попавших в лавку с хрусталем. То ли на них магическим образом подействовала дата окончания конкурса (7 октября), совпадающая с днем рождения президента России, то ли лишние деньги на продвижение самих себя в местных бюджетах завалялись...

Впрочем, известно, что в той же Казани, например, к вопросам пиара относятся крайне серьезно. О чем свидетельствует, в частности, приглашение для создания позитивного образа города в федеральных СМИ команды столичных пиарщиков из агентства BlackLight.

Однако, несмотря на все усилия, столице Татарстана никак не удается уверенно закрепиться на первой строчке в голосовании. В какой-то момент, видимо, стало совсем обидно, и были расчехлены пиар-орудия самых крупных калибров.

Газета «Вечерняя Казань», в частности, написала, ссылаясь на рассказы педагогов, что в школах Набережных Челнов учеников снимают с уроков и водят в компьютерный класс, чтобы свободно волеизъявлялись под присмотром учителей.

«А что делать, раз вице-премьер Василь Шайхразиев, если верить утекшим в Интернет документам, указал госорганам и муниципалитетам обеспечить учет и контроль денежного патриотизма. В тех же Челнах рассказывают о директиве, выданной начальником управления образования: в связи, мол, с тем, что некоторые учебные заведения предоставили фиктивную информацию о голосовании своих сотрудников, заново затребовать со всех скриншоты, доказывающие, что они проголосовали за символы Казани...», - сообщает газета.

Следом была создана инициативная группа #200Казань», разославшая в СМИ громкое заявление, в котором разоблачалась статистика организаторов конкурса. «Неприятным осадком, - говорится в ее заявлении, - осталось нелогичное прибавление округленных сумм, совершенно необъяснимые математические казусы, списание большого числа голосов у некоторых участников и многие другие неприятные моменты...», - отмечает газета «Вечерняя Казань».

Гротескность заявления поразила даже местные казанские СМИ. Та же «Вечерняя Казань» иронизируя насчет «известности» этой общественной группы, задается вопросом: за чей счет существовал ее сайт, организовывались многотысячные флешмобы по всей республике, масштабные шоу, в том числе на «Татнефть-арене».

«В общем, с такими результатами мы не согласные. (...) Коротко говоря, даешь пересчет голосов «с точки зрения электронной демократии»! Потому что ну невозможно же представить, чтобы демократия в условиях Татарстана не обеспечила абсолютный максимум голосов за то, за что велено начальством», - резюмирует «Вечерняя Казань».

Прекрасно знающий местный колорит известный журналист и блогер Ирек Муртазин, методами ведения борьбы республиканскими властями оказался не удивлен и дал свой совет Банку России, как можно было бы избежать пиар-войн на уровне местных чиновников: «А всего-то надо было Центробанку России, затевая голосование, объявить, что за «свою» картинку голосовать нельзя (как в Евровидении). Живешь в Татарстане, голосуй за кого угодно, только не за Казань. Живешь в Сочи - за кого угодно, только не за Сочи. Живешь в Волгограде - за кого угодно, только не за Волгоград».

Между тем в Банке России пока практически никак не реагируют на подобные выпады, видимо, резонно считая, что лишнего пиара и без того чуть ли ежедневно пиарящим себя регионам делать не надо, и лишь единожды предупредили, что готовы принять меры, если слухи о том, что кого-то заставляют голосовать насильно, подтвердятся. «В Банке России считают, что подобные случаи неприемлемы и могут дискредитировать всю кампанию по выбору символов для новых банкнот, в которой на сегодняшний день уже приняло участие более полутора миллионов граждан, подавляющее большинство которых искренне борются за то, чтобы их город появился на новых банкнотах», - отметили в Центробанке.

«Мне кажется, что вся эта истерия, идущая со стороны отдельных регионов, и те методы агитации, которые они используют для достижения своих целей, дискредитирует саму суть этого конкурса, который должен был стать для жителей страны неким увлекательным соревнованием, но никак не местом удовлетворения чьих-то раздутых политических амбиций. Сейчас же ситуация вокруг голосования всё больше напоминает жесткую предвыборную гонку, где кандидатам везде мерещатся заговоры и подковерные игры. Цель победить любой ценой может быть в большом спорте, но в данной ситуации она мне кажется как минимум странной. Когда в общем-то обычный конкурс превращается чуть ли ни в бескомпромиссную войну компроматов, то это, на мой взгляд, повод для того, чтобы посмотреть и проверить: а все ли в порядке у тех, кто эту войну компроматов развязал», - резюмирует политолог, соучредитель Агентства стратегических коммуникаций Олег Бондаренко.

Дарья Истомина

Подпишитесь