Posted 9 августа 2016, 10:04
Published 9 августа 2016, 10:04
Modified 31 марта, 02:21
Updated 31 марта, 02:21
Пятую российскую НКО, помогающую бороться с ВИЧ, требуют признать иностранным агентом.
Как сообщает «Коммерсант», городская прокуратура Кузнецка считает, что работа организации «Панацея» на самом деле является «насаждением порядков, противоречащих интересам России». Руководители организации уже приняли решение о самоликвидации.
Региональная молодежная общественная организация «Панацея» работает в Кузнецке с 2012 года. Первоначально она занималась просветительской работой в школах и колледжах города — активисты проводили открытые уроки о важности правильного питания и здорового образа жизни. Позже «Панацея» занялась помощью страдающим наркоманией. В 2013 году НКО получила грант в 1 млн руб., на эти деньги «Панацея» закупила 100 тыс. шприцев и 10 тыс. презервативов, которые передала врачу СПИД-кабинета одной из больниц Кузнецка, где медик бесплатно раздал их пациентам из группы риска — в основном потребителям инъекционных наркотиков.
«Это обычные противоэпидемические мероприятия, других средств профилактики просто нет, — пояснила руководитель „Панацеи“ Дарья Антонова.— Такой подход принят во всем мире: раз мы не можем заставить людей изменить свое поведение, то хотя бы снизим вред для окружающих. Если наркозависимые каждый раз будут пользоваться стерильным шприцем, это затормозит распространение инфекции».
В пензенском Центре СПИД отметили, что в Кузнецке и Кузнецком районе сложилась наиболее критическая ситуация с ВИЧ-инфекцией. Если в области на 100 тыс. человек приходится в среднем 179 заболевших, то в Кузнецке — 442. Кузнецк занимает второе место в области по числу новых случаев заболевания ВИЧ, уступая лишь Пензе. Врачи подчеркивают, рост происходит именно за счет больных наркоманией.
В 2013 году грант «Панацее» выделило некоммерческое партнерство «Эсверо» (объединение 14 российских НКО, занимающихся профилактикой распространения ВИЧ-инфекции). «Эсверо» работала 12 лет, но в 2016 году ей поставили в вину иностранное финансирование. В июне Минюст признал «Эсверо» иноагентом, а через месяц прокуратура Кузнецка обратилась с иском о принуждении «Панацеи» встать на учет в качестве иностранного агента.
В исковом заявлении прокурор Аношин указал, что деятельность НКО по раздаче презервативов и шприцев «не только не согласовывается с российскими властями, но и вступает в серьезное противоречие с государственной политикой в сфере профилактики наркомании и СПИДа». «Следовательно, это не гуманитарный, а идеологический и даже политический проект», — заявил прокурор Кузнецка. В поддержку своей позиции он приложил экспертизу, выполненную деканом юрфака Пензенского госуниверситета Виталием Гошуляком, который считает, что деятельность НКО базируется на «принципах идеологии постлиберализма». А раздачу презервативов и шприцев он назвал «косвенной, а подчас и прямой пропагандой наркотиков и гей-культуры». «Получается, что борьба международных фондов с эпидемией СПИДа — это всего лишь ширма для продвижения собственных интересов на еще неосвоенные территории», — уверен декан пензенского вуза.