Posted 9 июня 2016, 11:32
Published 9 июня 2016, 11:32
Modified 31 марта, 03:02
Updated 31 марта, 03:02
Первого июня в городе Гусь-Хрустальный Владимирской области в здании городского суда в судебном заседании по уголовному делу известного владимирского предпринимателя Александра Филиппова началась финальная стадия многолетнего противостояния между бизнесменом и губернатором области Светланой Орловой. Суд лишил предпринимателя права на защиту и заключил его под стражу, а в это же самое время в Коврове представители прогубернаторских структур начали захват собственности Филиппова. На кону оказался имущественный комплекс стоимостью в сотни миллионов рублей и фактическая монополия на рынке поставок энергоресурсов целого региона.
Яростное противостояние между руководством области и бизнес-элитами региона было развернуто сразу же после появления во Владимире нового губернатора-варяга Светланы Орловой в 2013 году. Со своих первых шагов на посту губернатора, формируя новую региональную реальность, она нещадно секла головы глав муниципалитетов, а ряд громких уголовных дел, заведенных на крупных предпринимателей, сразу дал понять владимирскому бизнесу, «кто теперь в доме хозяин». Предметом особого внимания со стороны нового губернатора стал предприниматель Александр Филиппов, ведь именно он стоял во главе холдинга, управляющего крупнейшими активами энергетического комплекса региона в сфере поставок электроэнергии и тепла. Плюс к этому он еще посмел соперничать с Орловой на губернаторских выборах.
Ни о какой консолидации власти и бизнеса, к которой неоднократно призывал президент глав регионов, не могло быть и речи. Не принимала во внимание новая владимирская власть и другие сигналы федерального центра в отношении предпринимателей. С именем президента на устах Светлана Орлова всегда поступала с точностью до наоборот, неоднократно публично указывая правоохранительным структурам, по кому плачет тюрьма, и обещая судейскому сообществу дисквалификацию судей, выносящих «неправильные» решения. К слову сказать, без упоминания фамилии «опального олигарха» Филиппова не обходится практически ни одно ее публичное выступление. Во Владимирской области, а в последнее время и в среде федеральных экспертов, борьба губернатора Орловой с предпринимателем Филипповым является одним из ярких примеров противостояния власти и бизнеса на региональном уровне. При этом в воздухе повисает вопрос: почему областное руководство пошло на обострение конфликта, грозящее множественными репутационными издержками, а не предпочло договориться с представителями бизнеса? Ответ более чем очевиден.
Объект захвата
Когда речь идет о захвате актива в виде конкретного имущественного комплекса, достаточно установить над ним физический контроль и «привести в порядок» документы. Во владимирском случае дело оказалось сложнее. Предприниматель Филиппов до последнего времени был одним из собственников компании, являющейся крупнейшим гарантирующим поставщиком электроэнергии на территории Владимирского региона. Подобные компании не устанавливают тариф, не владеют сетями для транспортировки энергии и по большому счету играют роль финансового гаранта и посредника между генерацией и потребителем. Весь актив такой компании — коллектив профессиональных сотрудников и отлаженная схема взаимодействия между участниками рынка. Прибыль бизнеса складывается из относительно небольшой и фиксированной сбытовой надбавки. Но если на минуточку предположить, что одни и те же люди управляют и гарантирующим поставщиком, и структурами администрации региона, утверждающими тариф, сразу становится очевидной выгода, которую можно извлечь при такой схеме. Даже копеечное и внешне не заметное для потребителей увеличение тарифа может привести к стремительному обогащению. Похоже, именно эту цель преследовало руководство региона, начиная «разборки» с предпринимателем Филипповым. История противостояния ярко подтверждает эту гипотезу.
Неудачный конкурент
Предполагая «блицкриг» в отношении Филиппова и лакомых кусков его состояния, областные власти предприняли атаки на него сразу по всем фронтам. Для начала, чтобы держать его в крепкой узде, завели уголовное дело и ограничили в передвижении подпиской о невыезде. Как водится, все это сопровождалось громкими заявлениями, «маски-шоу» с участием силовиков, обысками, изъятием документов и серверов. Ничтожность дела характеризуется практическим отсутствием состава преступления, но его многотомный объем позволяет чуть ли не ежедневно держать «обвиняемого» в здании суда «за приятным чтением» вслух материалов уголовного дела. Процесс длится уже третий год.
Вслед за этой акцией устрашения к Филиппову потянулись гонцы с «выгодными» предложениями уступить бизнес в обмен на свободу передвижения и «чистую анкету». Но противостояние только начиналось, и предпринимателя не удалось уговорить расстаться с бизнесом даже у директора департамента цен и тарифов администрации области Романа Сорокина. Но не все еще инструменты давления были задействованы, и атака продолжилась. В адрес председателя правительства губернатор Орлова написала письмо с просьбой лишить компанию Филиппова статуса гарантирующего поставщика. В ответ на это в правительстве выразили недоумение, ведь компания работает без нареканий, а принятие подобного решения — не в компетенции властных органов. А вот региональному руководству министерство энергетики, напротив, посоветовало приложить больше усилий, чтобы исправить во Владимирской области ситуацию с огромными долгами за потребленные энергоносители.
Затем региональные власти решили подкосить бизнес Филиппова, создав ему конкурента в лице регионального филиала компании «Русгидро», руководителем которого стал муж директора департамента ЖКХ области Лидии Смолиной. Но торжество губернатора Орловой по поводу создания конкуренции на рынке электроэнергии и даже семейные узы участников «боевых действий» не привели к ощутимым результатам. Клиенты не отвернулись от Филиппова и продолжали покупать электричество у его компании. Предложения об уступке бизнеса, прозвучавшие затем в адрес Филиппова и от «Русгидро», также не увенчались успехом. Сейчас, уже спустя два года после громкого появления «Русгидро» во Владимире, никто толком так и не понимает, чем она конкретно занимается в регионе.
Неравнозначный размен
Второй фронт борьбы с «коммунальным спрутом» власти открыли в отношении физических активов предпринимателя. Дело в том, что в 2008 году в результате открытых торгов, организованных Российским фондом федерального имущества, компания Филиппова приобрела несколько десятков старых муниципальных котельных. Вложив более 300 миллионов рублей в ремонт и модернизацию этих объектов, предприниматель сдал их в аренду крупнейшему поставщику тепла в регионе — компании «Владимиртеплогаз», дочернему предприятию ООО «Газпром межрегионгаз Владимир». С приходом нового губернатора эту структуру возглавил Юрий Дубров, так же как и Светлана Орлова, приехавший во Владимир из другого региона. К слову, с новой работой повезло и его супруге Елене, которая заняла высокую должность замруководителя комитета по экономической политике в администрации области.
Пытаясь навести собственные порядки на региональном рынке ЖКХ, новые руководители прекрасно понимали, что крупнейший поставщик тепла ООО «Владимиртеплогаз» — по сути, пустышка. Строго говоря, это низкорентабельный арендный бизнес, весь актив которого заключался в договорах с компанией Филиппова. Повысить его прибыльность можно было, только заполучив в собственность имущественный комплекс в виде котельных. Выполнением этой задачи занялась еще один член команды нового губернатора, директор департамента имущественных и земельных отношений администрации области Елена Мазанько. По странному стечению обстоятельств, также как и другим особам, приближенным к губернатору области, Елене Мазанько несказанно повезло с трудоустройством супруга в новом для семьи регионе. Практически сразу после приезда во Владимир муж Мазанько занял должность управляющего Владимирским отделением пенсионного фонда.
В сентябре 2014 года арбитражный суд Владимирской области принял к производству исковое заявление от департамента имущественных и земельных отношений Елены Мазанько о признании недействительными торгов, в результате которых Филиппов приобрел котельные в городе Коврове Владимирской области. Тяжба длилась чуть больше года, но «отбить» имущество у Филиппова так и не удалось. Не помогла решить этот вопрос и личная встреча генерального директора «Владимиртеплогаза» Светланой Гореловой с Александром Филипповым, на которой она, не отличаясь оригинальностью, предлагала предпринимателю безвозмездно отдать несколько десятков его котельных своей компании в обмен на прекращение уголовного дела и прочих «неприятностей». Филиппов не принял предложение, и оперативная реакция на отказ не заставила себя долго ждать. ООО «Владимиртеплогаз» обратилось в полицию с заявлением о возбуждении второго уголовного дела против Александра Филиппова, что и было моментально исполнено. Хотя, как и в первый раз, никаких оснований на то не имелось.
Пятая колонна
Придавая борьбе с Филипповым столь большой общественный резонанс, губернатор Владимирской области Светлана Орлова действует очень умело. На протяжении трех лет регулярно выступая перед совершенно различными аудиториями, она никогда не забывает упомянуть о бизнесмене как о главном враге региона и в красках расписывает его «злодеяния»: о том, как он годами до ее прихода нещадно обирал малоимущих, бюджетников и пенсионеров, устанавливая завышенные тарифы. Естественно, все это не имеет ничего общего с теми обвинениями, которые звучат в залах судебных заседаний по его уголовным делам. Суды идут своим чередом и по своим правилам, а миф культивируется с помощью других инструментов. Руководит «министерством пропаганды», как она сама называет место своей работы, председатель комитета общественных связей и СМИ администрации Владимирской области Рита Шляхова, также приехавшая во Владимир в составе команды Орловой и так же, как и ее коллеги, удачно устроившая своего мужа на работу во Владимире — генеральным директором ГУП «Тепличный».
Хорошим подспорьем для работы пиар-службы владимирского губернатора стала политическая принадлежность Филиппова к партии «Гражданская платформа». В 2015 году на щитах наружной рекламы, развешенных по Владимирской области, некие активисты, которых полиция странным образом так и не смогла идентифицировать, изобразили Филиппова в образе марионетки Барака Обамы. К борьбе подключились и другие общественники, работающие под крылом Светланы Орловой. Особую активность, к примеру, проявило региональное отделение организации «ЖКХ-Контроль» во главе с Альбертом Русаненом, который, к слову, яростно выступая на антифилипповских митингах, смог сделать себе неплохую карьеру, за короткий срок став членом областной Общественной палаты и совета директоров уже упоминавшегося ООО «Владимиртеплогаз», которому так необходимо пополнить свои активы за счет котельных Филиппова.
Вслед за региональными СМИ, многие из которых, тесно работая с областной администрацией, четко знают, как и в каком свете можно упоминать фамилию предпринимателя, к борьбе с «опальным олигархом» подключились и федеральные каналы. С обличительными сюжетами против Филиппова уже выступили «Человек и закон» и «Вести 24», а венцом антифилипповской пропаганды стал целый цикл фильмов передачи «Момент истины».
Естественно, с мощью губернаторской пиар-машины Филиппов тягаться не в силах. Ежедневно находясь в судебных заседаниях, ему пришлось постепенно отойти от оперативного управления собственным бизнесом. Только изредка он делает записи в личном блоге и иногда проводит пресс-конференции. Фактически, широкой общественности вся эта история подается только с одной стороны. Никто не знает, за что реально судят предпринимателя Филиппова, но из уст губернатора все слышат, что он — главная причина бед всего регионального ЖКХ и едва ли не всей губернии.
Развязка близка
Между тем, увлекшись массовой пропагандой, областные власти перестали уделять должное внимание ситуации в судах, где слушаются дела Филиппова. А там, благодаря стараниям бизнесмена и его адвокатов, обвинения стали рассыпаться в пух и прах, грозя вынесением оправдательных приговоров. Благо, что и материалы уголовных дел, как стало очевидно, были, что называется, состряпаны на коленке.
Вместе с тем, накануне выборов в Государственную думу по региону прокатился слух, что загнанный областными властями Филиппов, третий год живущий под дамокловым мечом владимирского правосудия, может всерьез задуматься о том, чтобы выдвинуть свою кандидатуру от партии «Гражданская платформа».
Видя, насколько угрожающей становится ситуация, региональное руководство начало спешные действия по ее нейтрализации. Одному из судей по делу Филиппова запретили уходить в очередной, заранее запланированный отпуск. Первого июня 2016 года судья Гусь-Хрустального городского суда Андрей Лошаков, грубо нарушив Уголовный и Уголовно-процессуальный кодексы, принял решение о завершении судебного следствия, не заслушав сторону защиты и показания самого Александра Филиппова, и сразу же удовлетворил ходатайство прокурора об аресте бизнесмена в зале суда.
По словам адвокатов Филиппова, поведение суда — настоящий нонсенс с правовой точки зрения, оно, несомненно, является следствием небывалого административного давления.
В этот же самый день, в то же самое время в Коврове представители ООО «Владимиртеплогаз», арендующего котельные у компании Филиппова, прикрываясь сотрудниками ЧОП, областным ОМОНом, при поддержке других силовых ведомств блокируют доступ представителей собственника на все принадлежащие ему объекты.
А уже восьмого июня 2016 года судья Андрей Лошаков вынес обвинительный приговор Александру Филиппову, назначив наказание в виде четырех лет лишения свободы. Развязка оказалась громкой, быстрой, репрессивной и беззаконной.
Таким образом, развиваясь три с лишним года, ситуация с «олигархом Филипповым» была решена практически в один день. Находясь за решеткой, Филиппов не сможет участвовать в избирательной кампании и становится совершенно безопасным для губернатора с политической точки зрения. Активы Филиппова в виде котельных находятся теперь в руках прогубернаторских структур и под охраной силовиков. Освобождается дорога и к электроэнергетическому бизнесу.
Случаи, похожие на тот, который произошел с владимирским предпринимателем Филипповым, отнюдь не нонсенс. Вместе с тем, для Владимирской области это первый столь громкий прецедент частно-государственного рейдерства, когда в одном клубке сплелись местнические и корыстные интересы высших должностных лиц руководства региона, сервильность и безволие представителей силовых ведомств и судейского сообщества и полная беззащитность предпринимателей. Горько подводить столь трагический итог владимирскому «делу Филиппова», одному из тысяч предпринимателей, попавших в такой переплет, но все это происходит открыто, явно и безнаказанно. Похоже, что новая региональная реальность, формирующаяся в современных условиях, оборачивается банальным возвратом к «лихим девяностым». Иной вывод сегодня сделать сложно.
Источник – ИА «FlashNord»