Posted 31 мая 2016, 16:07

Published 31 мая 2016, 16:07

Modified 31 марта, 03:09

Updated 31 марта, 03:09

Бедные регионы...

31 мая 2016, 16:07
Сокращение производства произошло примерно в 35 регионах страны. В основном, это небогатые субъекты Федерации, и именно они наиболее остро ощущают кризис.

Согласно данным Росстата, в первом квартале 2016 года индекс промышленного производства в стране составил 99,4%, а по обрабатывающим производствам - 96,9%. Небольшие цифры спада позволили оптимистам в очередной раз нащупать новое «дно кризиса». Однако в действительности цифры статистики, как обычно и бывает, показывают «среднюю температуру по больнице».

На деле успешное развитие экономики демонстрируют разве что Крым и Севастополь. Полуостров показал индекс промышленного производства 136,8%, а по обрабатывающим отраслям - 132,6%; в Севастополе первый показатель составил 129,9%, а второй - 115,8%. Однако крымские успехи никак не влияют на общую картину – хотя бы в силу малозначительности промышленного сектора на полуострове.

Лидерами по падению индекса промышленного производства оказались Владимирская область (78,6%), Калмыкия (86%), Северная Осетия (83,5%), Ульяновская область (80,5%), Курганская область (87,5%), Амурская область (89,9%).
Наихудшие показатели в обрабатывающих производствах продемонстрировали Владимирская область (75,4%), Архангельская область (89,7%), Северная Осетия (77%), Курганская область (85%), республика Алтай (87,5%), Тува (78,3%), Забайкальский край (71,2%), Якутия (84,5%), Амурская область (67,3%), Еврейская автономная область (81,2%).

За экономические проблемы регионов России несут ответственность как федеральное правительство, так и местные власти, считает директор Института проблем глобализации Михаил Делягин. Как заявил известный экономист корреспонденту «Росбалта», в наихудшем положении оказались те российские регионы, которым «не повезло» с губернаторами.

«Российское правительство несет ответственность за само наличие чрезмерной социально-экономической дифференциации регионов и за ее увеличение в последние годы: эта дифференциация растет с конца 1990-х годов. В принципе, вся политика федерального правительства и Банка России была и остается ориентирована на реализацию интересов западного крупного бизнеса, а отнюдь не российского. Она ориентирована на подавление российской экономики, по крайней мере, объективно. Но, безусловно, есть регионы, которые успешно развиваются и в неблагоприятных условиях. А есть регионы, в которых проблем значительно больше, чем в России в целом. В каких-то регионах это вызвано структурой экономики, в других – эффективностью или, наоборот, неадекватностью региональных властей», – сказал Михаил Делягин.

Эксперт обратил внимание, что экономическая ситуация различается даже в рамках одного федерального округа. Так, в Центральном ФО есть регионы, где удалось создать успешную диверсифицированную экономику или основать производства, ориентированные на московский рынок. Есть и обратные примеры.

«Вряд ли стоит винить федеральное правительство за то, что Рязанской, Тульской, Смоленской, Брянской или Курской областям катастрофически не везло с губернаторами. Все же у всех уровней власти свои сферы безответственности», – констатировал Михаил Делягин.

Наиболее затяжные экономические проблемы испытывают регионы с большой долей машиностроения в промышленности, полагает известный экономист Михаил Хазин. Как заявил эксперт, эти трудности стали результатом экономической политики федерального правительства.

«В наиболее тяжелом состоянии пребывают регионы, где было развито машиностроение, в то время как нефтедобывающие регионы находятся в относительно лучшем состоянии. Экономический кризис в стране, вызванный деятельностью Центробанка и Минфина, привел к резкому падению уровня жизни населения и, следовательно, внутреннего спроса. А поскольку наше машиностроение работает, в основном, на внутренний спрос, то это, естественно, вызвало у него проблемы», — рассказал Михаил Хазин.

Экономист отметил, что федеральный центр мог смягчить последствия кризиса для регионов, если бы своевременно отреагировал на угрозу кризисного падения, но этого сделано не было. «Федеральное правительство должно было принимать меры, и не сейчас, сию секунду, а много раньше, чтобы, по возможности, компенсировать потери регионов в этой ситуации. Но соответствующие меры приняты не были», — констатировал Михаил Хазин.

Спад производства продолжается в тех регионах, которые специализируются на «уязвимых» отраслях, считает и директор региональной программы Независимого института социальной политики Наталья Зубаревич. Кризисные тенденции продолжают проявлять себя в секторах обрабатывающей промышленности.

«Кризис, продолжающийся в российской экономике, не тотальный, и он заметен не во всех регионах и отраслях. Есть отрасли, которые растут — это агропромышленный комплекс, военно-промышленный комплекс. Кризис вызван общим экономическим состоянием страны, очень высокими барьерами для развития, и связан с конкретными отраслями: произошло снижение платежеспособного спроса на их продукцию. Страдают регионы со специализацией на автопроме, вагоностроении, других отдельных отраслях машиностроения. В них продолжается спад», — констатировала Наталья Зубаревич, уточнив, что за первый квартал 2016 года произошло сокращение производства примерно в 35 регионах страны.

В автомобилестроительной отрасли, испытавшей значительный спад в последние два года, падение производства прекратилось, но до восстановления еще далеко, полагает организатор межрегионального профсоюза «Рабочая ассоциация» (МПРА) Дмитрий Кожнев. Отрасль продолжает лихорадить.

«С приходом кризиса наблюдались серьезные сокращения и производства, и спроса. Причем, в первую очередь, это ударило по выпуску дешевых машин. Чем дешевле машина — тем больший был спад в сфере ее производства и продажи. Пострадало также производство большегрузных машин: завод компании Volvo в Калуге длительное время не работал», — сообщил Дмитрий Кожнев.

Профлидер уточнил, что на отрасль автомобилестроения также накладываются сезонные факторы, которые в условиях кризиса часто оказываются неблагоприятными. «О восстановлении докризисного производства речи пока идти не может, хотя можно говорить о какой-то стабилизации уровня производства. Но если взять завод Peugeot-Citroen-Mitsubishi в Калуге, то у них продолжаются сложные времена: от двухсменного режима работы они перешли к односменному и продолжают сокращать сотрудников. На заводе Volkswagen ситуация немного получше, но и там раньше работали в три смены, а сейчас - в две смены», — отметил Дмитрий Кожнев.

Снижение производства в десятках регионов в начале 2016 года стало следствием кризиса. То есть эти субъекты Федерации катятся вниз уже два года подряд. Россия все больше напоминает конгломерат территорий, в которых можно встретить и «сытые» регионы, например, столичные и нефтедобывающие, и настоящие «регионы третьего мира» со все растущей бедностью. При такой дифференциации никакой стабилизации ожидать не приходится.

Дмитрий Ремизов

Подпишитесь