Posted 22 ноября 2017, 10:45
Published 22 ноября 2017, 10:45
Modified 30 марта 2024, 21:28
Updated 30 марта 2024, 21:28
Все знают, что торгово-экономические отношения России и Китая развиваются. Доля Китая в общем внешнеторговом обороте России с другими странами самая большая — 14,8% (по итогам января-сентября 2017 года, по данным Федеральной таможенной службы Российской Федерации). Если учесть, что еще в 2006 году этот показатель составлял 6,5%, то очевиден быстрый прогресс в развитии торгово-экономических отношений с Китаем.
Однако когда раскладываешь долю Китая во внешнеторговом обороте на соответствующие показатели по экспорту (10,6%) и импорту (21,4%), то эйфории становится меньше. То есть уже можно с большой долей вероятности предположить, что внешнеторговый баланс складывается не в пользу России. Так и есть: импорт из Китая по итогам января-сентября 2017 года оказался почти на 8 млрд долларов США больше по сравнению с российским экспортом в эту страну. Получается, что покупаем мы из Китая значительно больше, чем продаем ему.
А теперь самое интересное: структура нашего экспорта и импорта в торговле с Китаем. Вот товары-лидеры, которые мы продаем в эту страну (данные ФТС России по итогам января-сентября 2017 года):
Топливо минеральное, нефть и продукты их перегонки; битуминозные вещества; воски минеральные — 67,5%.
Древесина и изделия из нее; древесный уголь — 9%.
Суммарно на эти две позиции приходится более ¾ нашего экспорта в Китай.
Ну, а что покупаем? По-прежнему китайский ширпотреб? Все, как в 90-х?
Да нет, картина по лидирующим товарам совсем иная:
Реакторы ядерные, котлы, оборудование и механические устройства; их части — 29,4%.
Электрические машины и оборудование, их части; звукозаписывающая и звуковоспроизводящая аппаратура, аппаратура для записи и воспроизведения звука, их части и принадлежности — 22,6%.
Ширпотреб мы, конечно, тоже по-прежнему покупаем (к примеру, доля обуви в импорте составила 3,8%), но все-таки это уже отнюдь не основной наш импорт из Китая.
Называя вещи своими именами, следует признать, что Россия сегодня — сырьевой придаток Китая. Нет, можно, конечно, шутить в том духе, что это не мы — сырьевой придаток, а Китай — наш технологический придаток. Ха-ха, не смешно…
Игорь Николаев, экономист