Posted 24 декабря 2014, 17:11

Published 24 декабря 2014, 17:11

Modified 31 марта, 10:05

Updated 31 марта, 10:05

Протест выходит за рамки политики

24 декабря 2014, 17:11
Доклад экономиста Михаила Дмитриева и социолога Сергея Белановского верно показывает рост недовольства россиян, которое может (при определенных условиях) привести к новой волне уличных выступлений, полагают эксперты.

В Комитете гражданских инициатив Алексея Кудрина (КГИ) презентовали новый доклад-прогноз экономиста Михаила Дмитриева и социолога Сергея Белановского под названием «Мониторинг политических настроений россиян». После того, как те же авторы предсказали массовые протесты 2011-2012 годов, внимание и экспертов, и властей к их аналитическим докладам особое. На этот раз с помощью такого инструмента социологов, как фокус-группы, Дмитриев и Белановский исследовали эволюцию социальных, экономических и политических предпочтений россиян в 2014 году.

В итоге получился доклад, в котором эксперты дали прогноз, что падение уровня жизни в 2015 году с высокой вероятностью приведет к возникновению протестов в разных регионах России, причем носить они будут экономический характер.

На этот раз коллеги Дмитриева и Белановского в целом согласны с их оценками. Большинство экспертов, опрошенных «Росбалтом», полагают, что доклад КГИ адекватно показывает рост недовольства россиян социально-экономической ситуацией, которое может (при определенных условиях) привести к новым протестам.

Политолог Андрей Пионтковский считает, что главный вывод из этого доклада состоит в том, что новый внешнеполитический курс руководства страны на формирование «ура-патриотической» повестки дня не смог отвлечь россиян от экономических проблем и потерпел неудачу.

«Внешнеполитическая истерия, которую мы наблюдали весь 2014 год, была затеяна властью, прежде всего, для того, чтобы прикрыть ее экономическую наготу», - говорит эксперт. По его словам, «весь расчет был на то, чтобы патриотическим энтузиазмом по поводу присоединения Крыма и кампании «защиты соотечественников» купировать экономический протест». Однако, как отметил политолог, доклад Дмитриева и Белановского продемонстрировал, что политическому руководству страны это не удалось.

Ухудшение экономической ситуации, инфляция, рост цен могут привести к неуверенности в завтрашнем дне, страхам, паническим настроениям и, вместе с политическими вопросами, вывести эти факторы на первый план социального протеста. Такое мнение высказал «Росбалту» политолог Алексей Макаркин.

Темы «великой державы» и «вставания с колен», по его словам, эксплуатировавшиеся весь последний год властью в СМИ, приятны для самолюбия граждан, но «они не такие конкретные и не столь важны для повседневной жизни человека, как рост цен или наличие работы, которые сегодня выходят на первый план».

В то же время Макаркин отметил, что снижение уровня жизни не обязательно сразу же приведет к массовым протестам. «В ходе кризиса люди обычно занимаются социальной адаптацией к нему, стараются меньше тратить и больше зарабатывать», - пояснил эксперт. По его словам, «выход на улицу возможен в двух случаях». Первый он условно называет «новочеркасским сценарием» (забастовка, массовые волнения и расстрел властями демонстрации жителей Новочеркасска в 1962 году, - «Росбалт»). По мнению Макаркина, этот сценарий возможен, если в каком-нибудь городе или регионе вдруг сойдутся два-три негативных фактора: «например, закрыли завод, не помогли людям, обидели их».

Второй, политический сценарий, может быть вызван эффектом «оскорбленного среднего класса», как это было во время московских протестов 2011-2012 годов. «Но теперь он будет разворачиваться на фоне усложняющейся экономической ситуации», - говорит политолог.

«То, что в российском обществе сегодня нарастает напряженность - вещь очевидная», - таким мнением с «Росбалтом» поделился политолог Павел Кудюкин. По его словам,

новый массовый протест, связанный с ухудшением экономического положения России, в отличие от событий 2011-2012 годов, будет активизироваться не по абстрактным политическим вопросам (таким, например, как тема нарушений на выборах, при всей ее важности), а по конкретным социальным проблемам, касающимся непосредственных жизненных интересов людей. Соответственно, этот новый протест «будет гораздо более широким, но одновременно и более раздробленным», - полагает политолог.

С другой стороны, несмотря на ухудшение ситуации в экономике, запас прочности нынешней российской власти достаточно большой. Такого мнения придерживается политолог Игорь Бунин. По его словам, если российской власти удастся удержать экономику от резкого падения, будут происходить ограниченные протесты в моногородах и некое возрождение «болотных» протестов среднего класса. Если же падение экономики примет взрывной характер и приведет к резкому падению доходов граждан, а на Украине возобновятся масштабные военные действия, «болотный протест» может возвратиться в больших масштабах, прогнозирует эксперт.

Что касается возможных лидеров новых групп недовольных властью, то, по мнению Андрея Пионтковского, «при всем уважении к таким оппозиционным политикам, как Борис Немцов и Михаил Касьянов, вряд ли им удастся возглавить протест, потому что они будут восприниматься, как люди 1990-х годов». «Не думаю, что и Михаил Ходорковский имеет перспективу в качестве вождя или «президента переходного периода», - добавил эксперт.

Пионтковский отметил, что «пока, в силу своей недальновидности, можно наблюдать, как власти «реанимируют» оппозиционера Алексея Навального, и если 15 января ему действительно вынесут жестокий приговор, то, за неимением никого другого, символом сопротивления станет он».

Александр Желенин

Подпишитесь