Posted 1 августа 2014, 14:34
Published 1 августа 2014, 14:34
Modified 31 марта 2024, 12:18
Updated 31 марта 2024, 12:18
Вступление в силу закона об обязательной регистрации популярных блогеров в качестве СМИ ознаменовалось добровольным «самодоносом» более восьмидесяти представителей этого цеха. Похоже, что на фоне слухов о запрете на профессию для правозащитников-«иностранных агентов», власть постаралась, чтобы «правильные» блогеры продемонстрировали сознательность.
Как сообщил Вадим Ампелонский - пресс-секретарь Роскомнадзора, ответственного теперь за регистрацию блогеров в качестве СМИ, всего на настоящий момент есть уже 83 заявки на включение в реестр. Они поступили как просьбы о регистрации, так и в формате доноса, то есть, как политкорректно указал Роскомнадзор, в форме «сторонних обращений», указывающих на популярность определенных авторов. Впрочем, в ведомстве не исключают, что часть заявок может оказаться просто спамом. В то же время там не уточнили, будут ли принимать и анонимные доносы, если они подтвердятся.
С учетом того, что многие российские интернет-деятели призывали закон игнорировать, как заведомо нарушающий права граждан, ходят слухи, что блогеров, самостоятельно решивших зарегистрироваться, об этом настоятельно попросили представители администрации президента, ответственные за Рунет либо же, что более вероятно, сотрудники одного из околокремлевских фондов. Как сообщают СМИ, в числе блогеров, подавших заявки самостоятельно, актриса и депутат Госдумы РФ Мария Кожевникова и основатель сервиса LiveInternet Герман Клименко.
В то же время, несмотря на заявления указанных деятелей о том, что они хотят проверить, связано ли требование закона с цензурными соображениями, большинство наиболее читаемых российских и русскоязычных интернет-деятелей уверены, что речь идет именно о стремлении заставить замолчать наиболее неудобных персонажей в Сети. А кроме того - получить в руки инструмент для давления на владельцев крупнейших соцсетей. От них хотят добиться раскрытия персональной информации части пользователей. Ходят слухи, что Twitter, например, уже ведет такие переговоры и наверняка согласится. Что же касается, скажем, Facebook, то для него Россия не является таким прибыльным рынком, чтобы нести репутационные потери, которые неизбежны после обнародования информации, что соцсеть сотрудничает со спецслужбами и раздает направо и налево персональную информацию пользователей. Именно поэтому поговаривают, что уже осенью вопрос блокирования на территории России Facebook вновь будет внесен в повестку дня российской власти.
Некоторые наблюдатели из числа активных интернет-пользователей, отмечают, что процесс «приручения» блогеров очень напоминает историю «огосударствления» в России сферы негосударственных некоммерческих организаций. Напомним, что вначале власть ругала их за иностранные гранты и предлагала государственные российские, но под темы, которые интересны самой власти. Затем для строптивцев, которые продолжали получать иностранное финансирование, появился закон, называющий их «иностранными агентами».
После двухлетней борьбы стало понятно, что НКО практически единым фронтом противостоят этому закону и тогда Минюст наделили правом самостоятельно решать, кто является «агентом», а кто нет — без решения суда. Оспорить в судах подобные решения министерства юстиции еще ни одному НКО не удалось. Зато появились слухи, что уже осенью будут приняты поправки, согласно которым НКО, официально внесенные в реестр иностранных агентов, и упорствующие в своем «злодействе» будут «отключены» от государственного аппарата. Так, будто власть имеет право решать, чьи запросы ей слушать, а кого можно игнорировать, будет разрешено чиновникам не обращать внимания на просьбы и письма «иностранных агентов».
То есть, они фактически будут выброшены из правового пространства и лишатся самой цели своего существования, то есть борьбы с государством за права представителей российского общества. После этого такие НКО можно просто списать со счетов — их даже закрывать по цензурным соображением будет глупо. Тем более, что для тех НКО, которые вдруг попытаются заняться политической деятельностью, имея иностранные гранты (за это и записывают, официально, в иностранные агенты), уже придумали ответственность вплоть до уголовной. Соответствующие поправки уже готовы и осенью наверняка будут внесены в Госдуму на утверждение.
С блогерами, как ожидается, поступят аналогичным образом. Всех самых упорных осудят, например, за клевету, что позволяет приравнивание их к СМИ. Кого-то, опять же как средство массовой информации «закроют». Все это будет происходить постепенно, говорит источник, знакомый с планом президентской администрации в отношении российской блогосферы. Ситуация, по его словам, еще может измениться, в зависимости от внешнеполитической обстановки. Но в случае, если уровень напряженности останется прежним, выхолащивание русскоязычной блогосферы завершится не позднее весны следующего года.
Впрочем, одной блогосферой слухи минувшей недели не ограничиваются. Стоит отметить, например, сообщение российского бизнесмена Геннадия Тимченко, который находится под зарубежными санкциями после присоединения Россией Крыма. Теперь он поведал, что боится провокаций со стороны «спецслужб США», так что не будет покидать пределы России, несмотря на наличие второго (финского) гражданства. Тимченко, кстати, долгое время был одним из самых серьезных лоббистов интересов России в диалоге с французскими предпринимателями, но после введения против него санкций якобы дистанцировался от работы Франко-российской торгово-промышленной палаты.
Слух, который распустил сам Тимченко, представляется, впрочем, пиар-ходом. Разумеется, предпринимателю, как гражданину одной из стран ЕС, не нужна туда виза (равно как и еще во многие страны мира, включая США). Однако тот факт, что он оказался «под санкциями», свидетельствует, что его просто могут не пустить на Запад без объяснения причин. Еще весной так поступили румынские власти, отказавшись пропускать через свое воздушное пространство летевший из Кишинева самолет с вице-премьером российского правительства Дмитрием Рогозиным на борту, мотивируя это как раз введенными против него санкциями.
Иван Преображенский