Posted 11 июня 2014, 14:18
Published 11 июня 2014, 14:18
Modified 31 марта, 13:08
Updated 31 марта, 13:08
Защита политических прав и свобод теряет актуальность в России и все больше напоминает борьбу с «ветряными мельницами». Государство прозрачно намекает правозащитникам, что им не стоит лезть в политику. Такой вывод напрашивается по итогам отчета в Госдуме главного омбудсмена страны Эллы Памфиловой.
Новый уполномоченный по защите прав человека в РФ Элла Памфилова была приглашена в среду в Госдуму, чтобы отчитаться о ситуации в этой сфере за 2013 год. Из-за того, что Памфилова занимает свою должность всего несколько месяцев, депутатам было предложено самостоятельно ознакомиться с письменным докладом о результатах работы бывшего омбудсмена Владимира Лукина.
Памфилова же предпочла рассказать народным избранникам о планах на будущее. Таковые, как выяснилось из ее выступления, связаны, прежде всего, с реорганизацией аппарата уполномоченного, а также усилением омбудсменов в регионах (хотя само это слово Памфиловой, по ее признанию, и не нравится).
Так, уже в ближайшее время в аппарате главного уполномоченного по защите прав человека появится новое управление, которой займется подготовкой законодательных инициатив на основе мониторинга и анализа случаев массового нарушения прав и свобод человека в России. При этом просить депутатов наделить ее правом законодательной инициативы Памфилова не стала, правда потом призналась, что хотела бы обладать хотя бы правом на подготовку отзывов на законопроекты, связанные с правами и свободами.
Одно из самых больших беспокойств у омбудсмена вызывает состояние пенитенциарной системы в России. Фактически они призвала депутатов переписать действующий уголовно-исполнительный кодекс, который, по ее словам, часто противоречит уголовно-процессуальному кодексу и от того порождает немало проблем.
Долго и эмоционально Памфилова рассказывала депутатам и о ситуации в Крыму, где она уже успела побывать, наблюдая за выдачей российских паспортов крымчанам. Омбудсмен жаловалась на «допотопные» паспортные столы полуострова, а также «хамство и агрессию» со стороны их сотрудников, которые, по ее словам, просто «не умеют работать в современных условиях». Отдельно коснулись и темы беженцев, которые, по ее словам, тысячами едут в Россию с Юго-Востока Украины, причем в основном в Крым, уже не способный переварить этот поток.
Ситуацию с политическими правами и свободами в России омбудсмен затронула лишь вскользь. Хотя некоторые депутаты от КПРФ активно пытались вывести ее на прямой разговор. Например, депутат Борис Кашин возмутился тем, что «политические «гайки» в России закручивают по-тупому» и вслед за этим открыто призвал Памфилову покончить с «болотным делом», добившись помилования для его участников, а также встать на защиту «левых» - лидера «Левого фронта» Сергея Удальцова и генерала Владимира Квачкова.
В ответ Памфилова призналась, что по таким делам может реагировать разве что на нарушение процессуальных прав обвиняемых и только в том случае, если к ней обратятся за помощью.
Из выступления Памфиловой вообще следовало, что заниматься защитой политических прав в России нынче не актуально и даже излишне. Хотя она и призналась, что, например, новый закон об НКО - «иностранных агентах» также содержит немало «слабых мест», а главное, не стимулирует организации переключиться с зарубежного на российское финансирование. «Ведь даже если потом найти российские источники финансирования, клеймо «агент» останется», - заметила омбудсмен.
Вместо занятий политикой Памфилова призвала развивать правозащитное движение, ориентированное на конкретные проблемы людей, а также способствовать самоорганизации самих граждан.
То, что большинство россиян действительно не интересуются политическими свободами и, по большому счету, не реагируют на их ограничение, подтвердили и другие депутаты. «Для населения все эти НКО – не столь важные темы», - сказала либерал-демократ Елена Афанасьева. По ее словам, людей волнует нарушение основных прав: на жизнь, на труд, на охрану здоровья, образование. «У нас рожать некоторые ездят за 120 км и по дороге рожают. И где все эти правозащитники, и какой толк от НКО?», - недоумевают в Госдуме.
Елена Земскова