Posted 7 марта 2014, 14:34

Published 7 марта 2014, 14:34

Modified 31 марта, 14:41

Updated 31 марта, 14:41

«Если так пойдет, о выборах можно забыть»

7 марта 2014, 14:34
Переписывание избирательного законодательства направлено на то, чтобы не допустить появления в федеральном парламенте новых партий. При этом «фильтры» угрожают и одномандатникам, полагает депутат Госдумы Дмитрий Гудков.

Согласно уже принятым поправкам в закон о выборах в Госдуму, новые партии, набравшие менее трех процентов на выборах в федеральный парламент, или не имеющие хотя бы одного депутата в региональных законодательных собраниях, вынуждены будут собирать подписи, чтобы их допустили к участию в парламентской избирательной гонке. Теперь в Госдуму поступил новый законопроект, который вводит такой же «фильтр» для партий и на выборах регионального уровня. О судьбе выборов и новых партий в России в этих условиях корреспондент «Росбалта» поговорил с депутатом Госдумы Дмитрием Гудковым, который в ряду прочих политиков заявил он необходимости не допустить принятия этого решения.

- Насколько велика вероятность принятия закона о введении фильтров для партий-новичков и о необходимости им собирать подписи избирателей на региональных выборах?

- Сто сорок шесть процентов...

- Понятно. Тогда такой вопрос. В случае принятия этого закона, каковы, на ваш взгляд, перспективы новых партий на предстоящих выборах в Мосгордуму?

- Все кандидаты, которые не пройдут «фильтр», будут вынуждены собирать подписи.

- Ну, чем это заканчивается для оппозиционных кандидатов мы знаем на примере того же Ильи Пономарева в Новосибирске...

- Да, такой риск при сборе подписей имеется. Хотя, умеренных, вроде «Гражданской платформы», пропустить могут. А тех, кто считается жестким оппозиционером, под каким-нибудь предлогом с выборов снимут. Найдут какой-нибудь брак в подписях, какие-нибудь неправильно расставленные запятые, и снимут.

Главное в этой ситуации состоит в следующем. Все новые партии, в том числе, и наша - «Альянс зеленых и социал-демократов», у которой есть один депутат в Башкирии, не проходят «фильтр» на выборах в Госдуму. Дело в том, что выборы в ту же Мосгордуму, о которых сейчас много говорят, в случае, если даже оппозиционные партии и проведут в нее по одному депутату, не дадут им возможности избираться в федеральный парламент без процедуры сбора подписей. Согласно принятому закону, в Мосгордуму избираются теперь исключительно по одномандатной системе, а чтобы иметь возможность не собирать подписи на выборах в Госдуму, партии должны иметь одного депутата в региональном парламенте, прошедшего туда по партийному списку. Соответственно, участие новых партий в выборах в Мосгордуму не приближает их к Госдуме.

«Региональный фильтр» сейчас вводят не для выборов в Москве, где отказать в регистрации известному оппозиционному кандидату без скандала не получится, а для выборов в законодательные собрания регионов, где на это, скорее всего, никто не обратит особого внимания. Если где-нибудь в Волгограде, Брянске или Татарстане не зарегистрируют ту или иную новую партию, никаких волнений там это не вызовет. А если она не получает ни одного мандата на выборах по партийным спискам в регионах, она не допускается до выборов в Госдуму без сбора подписей.

- Таким образом, законопроект о «фильтрах» в регионах принимается с прицелом и на федеральные выборы?

- Да. Это не московская, а, скорее, федеральная история. В Москве, если новые партии и проведут своих кандидатов в городскую Думу, то, как было сказано, только по одномандатным округам, что не даст им в дальнейшем права участвовать в выборах в Госдуму без сбора подписей, так как одномандатники не учитываются. Они фактически выбывают из политической борьбы на федеральном уровне, поскольку им надо будет собирать подписи.

- Вы считаете, что получить один мандат хотя бы в одном из 80 с лишним российских регионов - это непреодолимый барьер для новых партий?

- Но выборы-то в 2014-2015 годах пройдут только в 5-7 регионах. Вызовет ли резонанс отказ участвовать в выборах какой-нибудь новой партии, допустим, в Волгоградской области, в тот момент, когда все будут обсуждать выборы в Мосгордуму?

- То есть, может получиться так, что в Госдуме вновь не окажется ни одной новой партии?

- Да, именно так и может получиться, если до участия в выборах будут допущены только старые партии, партии-спойлеры и те, у кого нет никаких шансов пройти в Госдуму.

Для чего все эти фильтры нужны? Сейчас не зарегистрировать новую партию вроде бы сложно. Хотя партию Алексея Навального не регистрировали несколько раз. Но вот Гудковы, например, нашли выход - вошли в уже зарегистрированную партию. Поэтому власти идут по пути создания таких «фильтров», благодаря чему даже имеющаяся регистрация партии обесценивается, превращается в пыль. Фактически, таким образом лишают партии регистрации, потому что какой смысл теперь в том, чтобы ее регистрировать?

- Почему это делается?

- После прошлогодних выборов мэра Москвы, на которых Навальный набрал 27% голосов, политический курс изменился, власти поняли, что допускать оппозиционеров до выборов опасно. Они поняли, что любой молодой харизматичный политик может получить больше голосов, чем все партии парламентской оппозиции. Это стало опасно, стало угрожать сложившемуся балансу сил. Поэтому представители всех парламентских партий пришли в Кремль и попросили там поддержки.

- Действительно был такой поход в Кремль, или это только ваше предположение?

- Я просто это знаю, они все туда пришли...

- То есть, получается, что это была их инициатива?

- Конечно. Они пришли в Кремль и стали говорить, что вы, дескать, нас таким образом уничтожаете. Дескать, мы-то играем по правилам, а эти - не по правилам. А что такое играть «по правилам» мы знаем - здесь не критиковать, там не критиковать, на митинги не ходить... Но в условиях конкуренции они проигрывают.

- Как это повлияет на проведение выборов?

- Если так пойдет дальше, то о выборах вообще надо будет забыть. Тем более, что и одномандатникам ввели «фильтры» - им надо собрать 3% подписей от общего числа избирателей округа. Например, в крупных городах округа по 500 тыс. человек. 3% от этого числа - это 15000 правильно собранных и оформленных, верифицированных подписей за две с половиной недели. Понятно, что если надо, всегда найдут брак.

Беседовал Александр Желенин

Подпишитесь