Posted 19 сентября 2013, 14:52
Published 19 сентября 2013, 14:52
Modified 31 марта, 17:14
Updated 31 марта, 17:14
Российская власть подтвердила готовность либерализовать внутреннюю политику в стране, так что в ближайшее время никаких репрессий не ожидается. Первый замглавы администрации президента Вячеслав Володин предложил противникам правящего режима и дальше участвовать в выборах, в первую очередь — муниципальных, пообещав им равные стартовые условия. Однако за заявлениями властей пока не просматривается стратегического плана — возможно, его у них просто нет.
В рамках работы юбилейного клуба «Валдай» руководство администрации российского президента встретилось с его участниками. Правда, зарубежные гости, по большей части молчали. Если их что-то всерьез и интересовало, то явно была не российская внутренняя политика.
«Больше всего вопросов касалось Мангитского», - рассказал «Росбалту» политолог Борис Межуев. Другой темой, которая интересовала иностранцев, была Сирия. Ее они активно обсуждали с главой президентской администрации Сергеем Ивановым.
Что касается российских оппозиционеров, которых немало на нынешнем заседании Валдайского клуба, то им явно интереснее была встреча с Вячеславом Володиным. Первый заместитель главы президентской администрации обсудил с ними итоги прошедших 8 сентября выборов и озвучил уже ставшие в последнее время для власти традиционными тезисы.
В частности Володин, по словам политолога Евгения Минченко, посоветовал оппозиционерам «не пренебрегать муниципальным уровнем». Он признал похвальным намерение депутата Госдумы Ильи Пономарева баллотироваться в 2014 году на пост мэра Новосибирска, указав, что это означает еще одну конкурентную кампанию. Ну а его бывшему коллеге Геннадию Гудкову, неудачно выступившему на подмосковных губернаторских выборах, посоветовал попробовать избраться мэром одного из подмосковных городов. В ответ на что политик, по словам Евгения Минченко, пробормотал, что лучше ЖЭКом пойдет руководить.
Впрочем, попытки оппозиции критиковать итоги прошедших выборов Вячеслав Володин рассматривать фактически отказался. В ответ на названные сопредседателем партии «РПР-Парнас» Владимиром Рыжковым конкретные примеры нарушений по семи регионам, рассказал «Росбалту» Евгений Минченко, замглавы президентской администрации просто ответил, что оппозиция признает честными те выборы, которые выигрывает, а проигранные считает сфальсифицированными.
Не стал Володин всерьез обсуждать и предложение Ксении Собчак предоставить эфир центральных телеканалов Алексею Навальному, в связи с его солидным результатом на московских выборах. «Ценится только первое место», - ответил, по словам Евгения Минченко, первый замглавы президентской администрации.
Впрочем, по мнению политолога Бориса Межуева, общение представителей власти и оппозиции было выдержано в стиле ранее заявленной либерализации, «хотя этого слова и не звучало», а чаще всего «звучало слово конкурентность». Показательно также, что, по словам эксперта, один из участников встречи (но не Володин) употребил другой знаковый термин «политическая перезагрузка», говоря о происходящем сегодня отнюдь не в российско-американских отношениях, а во внутренней политике.
«Обсуждались разные кейсы, которые подтверждают эту конкуренцию», - рассказал Борис Межуев «Росбалту», уточнив, что некоторые участники действительно на конкретных примерах стремились доказать, что по-настоящему честными и состязательными прошедшие 8 сентября выборы так и не стали.
Все это напомнило эксперту недолгое примирение 1904 года между властью и оппозицией в Российской империи, когда министром внутренних дел был назначен князь Петр Святополк-Мирский. Период его работы тогда в прессе называли «эпохой доверия». Но уже в 1905 году князь был отправлен в отставку после массовых беспорядков среди рабочих, которые в советской историографии назывались «Революцией 1905 года».
Ждет ли и нынешнюю «политическую перезагрузку» в России такой же грустный конец сказать пока сложно. Однако одна проблема уже определено заметна. Как отмечает Борис Межуев, диалог представителей президентской администрации и оппозиции на заседании Валдайского клуба крутился исключительно вокруг нескольких конкретных тем. Так что у многих присутствовавших сложилось впечатление, что ни у власти, ни у оппозиции нет «общей программы действий».
Движение идет по инерции, и никто не знает, не въедет ли российская политика уже в ближайшее время в тупик.
Иван Преображенский