Posted 12 сентября 2022,, 14:05

Published 12 сентября 2022,, 14:05

Modified 5 февраля, 07:08

Updated 5 февраля, 07:08

«Недружественные» киностудии — на абордаж: как российский зритель привыкает к пиратскому кино

12 сентября 2022, 14:05
Нарушение авторских прав вызвано прежде всего не желанием заработать, а стремлением выжить.

После разрыва отношений с иностранными кинопрокатными студиями в России из-за падения доходов закрылась треть кинотеатров. Онлайн-киносервисы тоже переживают не лучшие времена: из библиотек исчезают даже старые фильмы. Чтобы выжить, некоторые кинотеатры уже начали показывать пиратские копии голливудских новинок.

Чем для российской киноиндустрии обернется увлечение пиратством? Поможет ли ей законопроект о принудительном лицензировании? Разбирался «Росбалт».

Безвыходная ситуация

После начала спецоперации России на Украине крупнейшие зарубежные кинокомпании приостановили свою деятельность в стране. Российский зритель остался без новинок от Walt Disney Company, Sony Pictures, Warner Bros., Paramount и Universal, а кинотеатры — без 70-80% доходов, которые приносили голливудские блокбастеры.

В конце июня Ассоциация владельцев кинотеатров (АВК) сообщила, что число работающих кинозалов в России сократилось больше чем на треть. По данным аналитиков «Невафильм Research», за первые полгода 2022 года в России рынок покинули около 150 кинотеатров, а свои двери закрыли больше 700 кинозалов. Так российская кинопрокатная индустрия не сжималась даже во времена пандемии в 2020 году.

Не сладко пришлось и онлайн-кинотеатрам — зарубежные кинопроизводители тоже остановили продажу им лицензий. И хотя старые библиотеки контента под санкции не должны были попасть, это все же случилось. Так, из-за проблем продления договоров с партнерами из «Кинопоиска» пропали сериал «Друзья», фильмы «1+1», «Интерстеллар», «Властелин колец», «Маска».

При этом в мае выяснилось, что российские власти не планируют оказывать финансовую поддержку кинотеатрам. Без ответа осталось письмо министру культуры Ольге Любимовой и главе кабмина Михаилу Мишустину, которое подписали владельцы кинотеатров, продюсеры кино и телевидения, руководители Ассоциации анимационного кино и топ-менеджеры киносетей «Каро», «Киномакс», «Синема Стар» и объединенной сети «Синема парк» и «Формула кино». В письме они просили правительство выделить 6,5 млрд руб. на помощь кинотеатрам.

Пираты возвращаются

Первые пиратские прокаты начались еще весной — их практиковали в основном небольшие региональные кинотеатры. Крупные киносети и онлайн-кинотеатры от такой практики воздерживались, но судить коллег не спешили.

Кое-где посмотреть пиратский контент можно было даже в столице. Так, 21 апреля в московском кинотеатре зрителям показали скачанный на пиратском сайте фильм «Бэтмен» от Warner Bros — так же, как и в двух екатеринбургских кинотеатрах. В кинотеатре Читы, кроме «Бэтмена» показали мультфильм Disney и Pixar «Я краснею». Пиратские показы прошли в Иваново, Находке, Пензе, Якутске и Махачкале.

Ассоциация владельцев кинотеатров тогда официально осудила незаконную демонстрацию фильмов в российских кинотеатрах:

«Незаконная публичная демонстрация ворованных копий фильмов в кинотеатрах выводит российский бизнес кинотеатров из правового поля и возвращает нас в темные времена нелегального бизнеса 90-х годов прошлого столетия».

С 4 по 10 июля 2022 года копии фильмов показывали уже 127 кинотеатров в России. Фильм «Топ ган: Мэверик» можно было посмотреть в петербургском кинотеатре, в Воронеже и Екатеринбурге. Показали там также «Мир Юрского периода: Господство». В АВК предупредили, что волна несанкционированного показа копий фильмов развивается по экспоненте, однако риторика профсообщества круто изменилась:

«Я даже не могу сейчас осуждать кинотеатры, балующиеся „торент-показами“, — заявил председатель АВК Алексей Воронков. — Я понимаю, что это вызвано прежде всего не желанием заработать, а стремлением выжить».

В конце июля Роман Исаев член АВК, глава российского представительства корпорации Сomscore, вообще призвал российские власти разрешить кинотеатрам показывать заграничные фильмы без согласия киностудий.

Чем сейчас кинотеатрам грозит пиратский прокат

Новых законов или нормативных актов, регулирующих взаимоотношения с кинокомпаниями, которые приостановили деятельность в России, пока нет. Поэтому кинопоказ, который проходит без договора, подтверждающего передачу прав на публичный показ кинофильмов, а также без прокатного удостоверения на фильм, является нелегальным.

Карается это рядом статей Уголовного и Административного кодексов и регламентирован ответственностью части четвертой Гражданского кодекса. Так, организатора могут наказать правообладатели — изъятием копий фильма, взысканием убытков за несанкционированный показ и даже уголовной ответственностью по ст. 146 УК РФ (последний вариант практикуется крайне редко). Ответственность организаторов незаконных показов устанавливают ст. 7.12 и 14.58 КоАП РФ, ст. 1252, 1301, 1311 ГК РФ.

Управляющий партнер коллегии адвокатов «Дедков и партнеры» Евгений Дедков объяснил корреспонденту «Росбалта», что гипотетически кинотеатрам грозят штрафы либо в двукратном размере от стоимости лицензии, либо, по усмотрению правообладателя — от 10 тыс. до 5 млн рублей. Однако на практике судебных разбирательств может и не быть.

«Если бы голливудские кинокомпании присутствовали на российском рынке, официально показывали фильмы, и параллельно с этим кто-то крутил пиратские копии — скорее всего, они бы защищали свои права, так как теряли прибыль. Но теперь они никакой деятельности в России не ведут — и непонятно, захочется ли им вообще обращаться в суд», — объяснил юрист.

По его словам, только правообладатель может подать в суд на конкретный кинотеатр — при этом на руках у него должны быть доказательства нарушения (запись из кинозала, где показывают пиратскую копию, например). Для начала судебного разбирательства, зарубежная киностудия должна найти представителя в России, уплатить госпошлину и подать претензию, чтобы запустить процесс.

«Таких прецедентов в России до сих пор не было, так как в наших кинотеатрах до сих пор нигде не практиковали пиратские кинопоказы зарубежного кино», — отметил Дедков.

Принудительное лицензирование и рублевый счет

Тем временем 9 сентября в Госдуме продолжили обсуждать законопроект принудительного лицензирования — он должен коснуться зарубежных фильмов, музыки, книг и программного обеспечения, которые сейчас не поставляются в Россию. Подразумевается, что закон даст возможность не только законно реализовывать «недружественный» контент внутри страны, но и платить за него правообладателям (даже если согласия на это те не давали).

Судя по документу, некая государственная организация по неким критериям будет выбирать фильмы, книги или программы, которые нужны российскому медиарынку. В каждом индивидуальном случае она будет обращаться в суд с требованием принудительно лицензировать продукт. Перечислять выплаты правообладателям из «недружественных» стран за использование результатов их интеллектуальной деятельности она будет на специальный рублевый счет «О», о котором говорится в майском указе президента.

К слову, сейчас у студий, которые ушли из России, таких счетов нет.

Евгений Дедков замечает, что механизм принудительного лицензирования — это фикция легализации, мол «раз я заплатил за фильм куда-то на деревню дедушке, значит, ничего не нарушил».

«Непонятно также, сможет ли правообладатель получить эти деньги, упавшие на какой-то счет. Дойдут ли они до него? Очевидно, что больше всего на этом контроле финансовых потоков заработает та организация, которую выберут для сбора вознаграждения, — предположил Дедков. — В то же время это такой мягкий вариант, который выбрало государство — соблюдать формальную законность в отношении контента из стран, которые сейчас называют „недружественными“.

Проблемы с принудительными лицензиями

Представители медиарынка к идее отнеслись по-разному. Ассоциация владельцев кинотеатров просит ускорить внедрение принудительного лицензирования и максимально упростить процедуру, чтобы релизы в России были приближены к датам мировых премьер. Также Ассоциация хочет установить сжатые сроки для подготовки заключения о недоступности произведения на территории страны, а также быструю выдачу прокатного удостоверения.

Однако форсировать события совсем не торопятся онлайн-кинотеатры: так, Ассоциация «Интернет-видео» (объединяет ivi, Okko, Start и др.) полагает, что проект противоречит нормам и логике Гражданского кодекса России и нанесет значительный ущерб российской креативной индустрии.

«Предложенный депутатом Кузнецовым механизм грубейшим образом противоречит нормам российского законодательства. Кроме того, обществам по коллективному управлению правами совершенно не место в этой схеме, хоть они и заинтересованы в том, чтобы контролировать дистрибуцию иностранного контента и зарабатывать на этом. Только компания, которая хочет использовать тот или иной контент, может обращаться в суд», — объяснил корреспонденту «Росбалта» гендиректор ассоциации «Интернет-видео» Алексей Бырдин.

Кроме того, механизм принудительных лицензий противоречит и основополагающим международным соглашениям в области интеллектуальной собственности, которые подписывала Россия. Иными словами, такая практика будет означать выход из международных договоров. И если любой из принципов соблюдения авторского права будет нарушен Россией, контент и программные продукты российских правообладателей останутся без защиты за рубежом, так как страны будут применять симметричные меры.

«В свою очередь, те компании, которые воспользуются механизмом принудительных лицензий, могут столкнуться с судебными исками вне России, с них будут требовать компенсацию, штрафы. Даже в рамках Евразийского экономического сообщества нормально работать мы не сможем. И тогда на экспорте российского контента и софта можно поставить крест», — резюмировал Бырдин, добавив, что за механизм принудительного лицензирования выступают лишь те кинотеатры, которые контролирует АВК, а остальные также видят для себя больше рисков, чем возможностей.

Не торопиться с законопроектом просят и музыкальные мейджор-лейблы, называя меру «непропорциональной» и отмечая, что старые каталоги песен из стриминговых сервисов еще не изымают, а на новые приходится только до 10%.

Директор Института исследований интернета Карен Казарян в беседе с корреспондентом «Росбалта» выразил уверенность, что в случае принятия закона можно ожидать массовых судебных исков зарубежных правообладателей, контент которых продолжат распространять в России без их согласия. Одна только возможность использования контента без разрешения правообладателей, если она будет зафиксирована в указе, нарушает, по его словам, все, что можно.

«Скорее всего, правообладатели пойдут в суды, а Россия снова появится в „плохом“ списке Торгового представительства США (USTR), где перечислены платформы, торгующими пиратскими товарами. В 2012 г. Россия и Китай возглавили список стран с наихудшими, по мнению американских экспертов, условиями для защиты авторских прав. Также на российские организации, которые начнут работать по этой схеме, могут подать жалобу во Всемирную торговую организацию (ВТО). В долгосрочной перспективе принятие законопроекта грозит целым рядом неприятностей — в первую очередь имиджевых. В частности, придется долго доказывать иностранным партнерам, что в России все же уважают интеллектуальную собственность», — резюмировал эксперт.

Анжела Новосельцева