Posted 16 сентября 2018, 17:45
Published 16 сентября 2018, 17:45
Modified 30 марта, 18:44
Updated 30 марта, 18:44
«Ты просто не представляешь, что тут творится», — говорил в телефон молодой ОМОНовец. Воскресным утром он и его коллеги стояли у Финляндского вокзала, где действительно наблюдалось непривычное оживление. Все прилегающие к площади Ленина улицы были заставлены спецтехникой: автомобили разминирования, пустые автобусы для будущих задержанных, машины ДПС. В ожидании дела простаивали больше десятка грузовиков Росгвардии с людьми внутри. «Космонавты» уже сформировали оцепление, метро «Площадь Ленина-1» закрыли на вход и выход.
Все эти приготовления были сделаны ради не такой уж большой группы людей, собравшихся на митинг против пенсионной реформы. В прошлую субботу сюда же пришло примерно в пять раз больше протестующих — что закончилось жестким разгоном и задержанием более 600 человек. Однако неделю назад Петербург протестовал вместе со всей Россией, и акция проходила по инициативе Алексея Навального. В этот раз митинг собирала именно петербургская оппозиция, которой вроде бы удалось договориться между собой. Но ненадолго.
В центре всех этих событий находилась 100-летняя труба, которую неожиданно и совершенно случайно прорвало на площади Ленина после того, как Смольный сглупил и согласовал там несколько оппозиционных митингов. Отыграть назад помогла лишь коммунальная авария. Ремонт стал предлогом для разгона акции сторонников Навального 9 сентября. После этого организаторы митинга 16 сентября (среди которых были несколько депутатов ЗакСа) целую неделю пытались договориться с чиновниками, писали письма во все инстанции, требовали встречи с губернатором. Но были посланы далеко, то есть в Удельный парк. Георгий Полтавченко в это время имел более важные дела. Он улетел в Боснию и Герцеговину: встречаться с Милорадом Додиком и ходить по местным гимназиям. А его подчиненные предупредили, что митинг незаконен, то есть пощады не будет.
Далеко не все были готовы к серьезным последствиям. Депутаты из КПРФ, сначала собиравшиеся поддержать акцию, технично не явились. Парламентарии от ЛДПР тоже не пришли. Видимо, сказалось осознание того, что и депутатов могут задержать и арестовать за участие в несогласованной акции. Кто-то же, напротив, готовился провести вечер в отделе полиции. Но принесенные теплые носки, вода и таблетки никому не понадобились. Потому что с площади Ленина организаторы решили увести всех в находящийся почти в километре Свердловский сад. Там как раз проходил согласованный митинг обманутых дольщиков. И они как будто были готовы принять всех протестующих под свое крыло.
«Власть говорила нам: „Пошли вон из центра“. Но мы устояли. Да, это не площадь Ленина. Это маленький сквер. Да, это компромисс. Но это мы прогнули их, а не они прогнули нас!» — позднее заявит со сцены глава «Открытой России» Андрей Пивоваров.
Но выглядела ситуация совершенно наоборот. То, что должно было быть триумфальным шествием от площади до сада, по итогу превратилось в унылую прогулку под конвоем. Гвардейцы стояли вдоль всей дороги, следя за тем, чтобы никто не сходил с узкого тротуара, не выкрикивал лозунгов, не разворачивал флаги и плакаты. Вместе со всеми шли и приехавшие на акцию политики Дмитрий Гудков и Евгений Ройзман. Туда же прошествовали и семь депутатов ЗакСа — из «Яблока», «Справедливой России» и «Партии Роста». Наверняка в тот момент они думали, что спасли людей от массовых задержаний и арестов. Что ловко и не позорно вышли из сложной ситуации. Но, как вскоре стало ясно, поход в сад загубил весь митинг на корню.
Минут через 15 около тысячи человек дошли до Свердловского сада, который на самом деле является небольшим сквериком с памятником красноармейцу Саше Кондратьеву в центре. Собравшиеся думали, что тут будет совместная акция. Однако лидер всероссийского движения «Бездомный дольщик» Александр Головко считал иначе. Он матерился со сцены, почему-то шутил про евреев и запрещал выступающим призывать к отставке Владимира Путина. Тех же, кто высказывался «не по теме заявленного мероприятия», Головко был готов тут же сдать полиции. Он открыто призывал правоохранителей к задержаниям нарушителей.
«Просьба не топтать зеленые насаждения. И не портить инвентарь митинга. Все, что вы здесь видите, куплено на мои деньги», — сообщил Головко.
К концу митинга все запомнят, что «живой мужик» Головко закупил удлинители, три дизель-генератора и оранжевую палатку на личные средства, что движение «Бездомный дольщик» уже проводит 29-й митинг, и для согласования каждого из них приходилось писать заявку на две тысячи адресов. Но Смольный упорно отправлял дольщиков в сады, а потом еще заставлял отчитываться за «каждый лютик».
«Это митинг не только против пенсионной реформы! Это митинг против власти, именно так я его воспринимаю. Говорить там не с кем. Они нас не слушают, запрещают митинговать, обещают сделать из нас отбивную. Хватить, науправлялись, наворовались, наотправлялись, наволевались. Вот моя резолюция митинга», — заявил со сцены Дмитрий Гудков.
Но Гудков выступил и сразу уехал. А Головко поспешил напомнить, что «темой митинга не является отставка Путина». Потянулась вереница выступающих, которых особо никто не слушал: депутаты, представители партий, профсоюзные лидеры, активисты различных левых движений. Собравшиеся поддерживали их жидкими аплодисментами и редкими нестройными выкриками.
«Кто слил протест протест? Кто слил протест?» — раздался голос из толпы. На что Головко ответил в духе «попробовали бы вы согласовать митинг» и предложил всем недовольным уйти. Они так и сделали. «Невозможно тут находиться», — сообщила одна из активисток. Бок о бок из сада прошествовали члены враждующих молодежных движений «Время» и «Весна». «Позорище какое-то», — комментировали они. Хоть в чем-то петербургская оппозиция оказалась солидарна. Немногочисленные сторонники Навального, решившие поддержать этот митинг, тоже двинулись к метро. Их представитель, как ряд других молодых политиков, отказался выступать.
Тем временем сад окружили «космонавты». Правоохранители решили выхватить из толпы женщину, накинулись втроем, но ей на помощь пришел муж, а потом и просто окружающие люди. Отбили. Правда, в толпе какой-то провокатор распылил слезоточивый газ. Женщину пришлось увозить на «скорой». «Космонавты» отошли к границе сада и встали в три ряда, а молодежь, уже забившая на митинг, вышла к ним с криками «Фашисты!» Без задержаний все равно не обошлось. Как минимум двух мужчин отвезли в отделы полиции.
У сцены же была своя атмосфера. «Ленинград — еврейский город, и в синагоге не принято шуметь», — заявил Головко, таким образом призывая всех к порядку. И авторитетно сообщил, что выступавшие депутаты ничего не понимают в пенсионной реформе. Раздались выкрики: «Где же Ройзман? Пусть он выступит!» Но бывший мэр Екатеринбурга, подниматься на сцену не захотел.
«Сейчас заснем!» — возмутился кто-то, когда очередной оратор начал пересказывать собственную биографию. Увидев же, что к саду свезли Росгвардию, Головко крикнул: «Это моя синагога, упыри!» И включил правоохранителям свою любимую группу — Children of Bodom. Под звуки металла митинг постепенно подошел к концу. Со сцены еще говорили о том, что протест продолжается, предстоит много акций, но это никого не воодушевило.
«Скажите спасибо движению „Бездомный дольщик“, что вас не задержали. Что вы могли стоять тут со звуком», — заявил Головко напоследок.
Думается, многие уходили из Свердловского сада с мыслью, что их обманули. Вместо центра заставили перейти в никому не нужный сад. Где важные темы были под запретом, а со сцены порой несли отборный бред. Депутаты-организаторы быстро самоустранились. Потом кто-то стыдливо промолчит, кто-то напишет стандартное «Спасибо всем, кто пришел», кто-то пошутит, как Гудков: «Ну что, митинг в Питере собрал сто тысяч человек, Полтавченко бежал, переодевшись в женское платье, низкое небо над головой».
При этом митинг в очередной раз поссорил местную оппозицию. Молодежь обвинила старших товарищей в «сливе» акции. «Протест против пенсионной реформы, где не критикуют Путина, считаем бессмысленным и лицемерным», — сообщили в движении «Весна».
И вновь стало понятно, насколько в принципе невелик местный политический ресурс. «Кто-то испугался, кто-то подумал, что выходить бессмысленно, раз все решения уже приняты», — так прокомментировал экс-депутат Госдумы Гудков небольшое количество людей на акции. Но дело было вовсе не в страхе, а в том, что по-настоящему массовые акции в городе уже давно проходят только под эгидой Навального. Даже объединившимся петербургским политикам такое количество людей вывести на улицы не удается.
Пожалуй, от случившего выиграло только движение «Бездомный дольщик». Они провели 28 акций, на которые никто не ходил, но 29-я оказалась максимально успешной. «Это был самый масштабный митинг за всю историю работы движения! В Свердловском саду собралось более трех тысяч человек», — радостно сообщили они в соцсетях. Полиция скупо насчитала всего 500 собравшихся.
Софья Мохова