Posted 10 июля 2018, 14:52

Published 10 июля 2018, 14:52

Modified 30 марта, 19:20

Updated 30 марта, 19:20

Как разваливалось дело Кашина

10 июля 2018, 14:52
Фигуранты дела о нападении на журналиста «Коммерсанта» получили сроки, но совсем за другое преступление. Расследование, которое под контроль взял сам Дмитрий Медведев, постепенно сошло на нет.

Санкт-Петербургский городской суд во вторник вынес приговор по делу о похищении управляющего оборонного предприятия «Заслон» Александра Горбунова. В связи с этим преступлением на скамье подсудимых оказались восемь человек: Андрей Земцов, Андрей Борисов, Феликс Геращенко, Кирилл Ефремов, Данила Веселов, Михаил Кавтаскин, Михаил Новиков и Юрий Чухнин. Все они получили реальные сроки — от 6 до 7 лет в колонии строгого режима. Часть взяли под стражу в зале суда.

Поддержать фигурантов резонансного дела пришла масштабная группа поддержки. Жена одного из обвиняемых была недовольна вниманием прессы к процессу.

«Алло, вы чего, процесс же в закрытом режиме?» — возмутилась она, хотя приговор провозглашался в открытом режиме.

Все же частично женщина была права: суд по делу о похищении Горбунова проходил в отсутствие журналистов. Такое ходатайство было заявлено самим Горбуновым. Его имя называлось в связи с другим резонансным преступлением — покушением на журналиста издательского дома «Коммерсант» Олега Кашина в 2010 году. По версии обвинения, в апреле 2014 года Горбунова насильно усадили в микроавтобус и в съемной квартире вынудили под запись признаться, что заказчиком покушения на Кашина является экс-губернатор Псковской области Андрей Турчак. Семья последнего, как неоднократно сообщалось, контролирует завод «Ленинец» (ныне «Заслон»). В свою очередь Веселов, Борисов и Кавтаскин являлись сотрудниками холдинга «Ленинец».

«Росбалт» рассказывает, как развивалось дело Кашина и чем в итоге все закончилось.

Хризантемы и арматура

Журналист ИД «КоммерсантЪ» был жестоко избит в ночь на 6 ноября у подъезда дома в Москве, где он снимал квартиру. Неизвестные нападавшие сломали ему челюсть, голень и пальцы. Орудовали арматурой, а на месте преступления оставили несколько хризантем. Сайт LifeNews через несколько дней опубликовал видео с камер наблюдения. На записи было видно, что Кашина били два человека. Затем они скрылись на автомобиле, в котором сидел третий сообщник.

Журналиста в тяжелом состоянии поместили в реанимацию, где ввели в искусственную кому. Восстановление Кашина проходило несколько месяцев. За это время на преступление обратил внимание на тот момент президент России Дмитрий Медведев. Он подчеркнул, что причастные к нападению на журналиста будут наказаны, добавив, что произошедшее не является «общеуголовным преступлением».
«Политикам многим не нравится, что они говорят и пишут. И мне, наверное, не всегда нравится то, что говорят и пишут обо мне или о нашей стране. Но в этом-то и призвание журналистов, чтобы через собственные взгляды, используя собственную аргументацию, собственный авторитет, рассказывать о тех или иных событиях. Да, придавая им субъективную окраску. Потому что все мы люди», — подчеркнул Медведев.
Сам Кашин связывал покушение либо со статьями о событиях в Химкинском лесу, либо с конфликтом с Турчаком, либо с молодежным прокремлевским движением «Наши». Наиболее резонансной была история с тогдашним губернатором Псковской области. Кашин имел неосторожность применить оскорбительный эпитет по отношению к чиновнику в «Живом Журнале». Турчак же в ответ потребовал извинений, на что получил отказ.
Также Кашин заявлял, что за преступлением может стоять бывший глава «Наших» и Росмолодежи Василий Якеменко. Тот все обвинения в свой адрес отрицал и даже подавал иск о клевете. Суд, впрочем, был проигран. Однако в 2015 году Кашин выразил готовность извиниться перед бывшим чиновником. Поводом к тому стали совершенно новые сведения о событиях 2010 года.
«Оказал другу большую услугу»
В 2014 году в Главное следственное управление СК по Петербургу поступило заявление от управляющего местным предприятием «Ленинец» Александра Горбунова, которого похитили неизвестные. Он рассказал следователю, как злоумышленники сделали неизвестную инъекцию и заставили на камеру признаться в организации нападения на Кашина и произнести имя Турчака как организатора преступления. В ходе расследования этого преступления следствие неожиданно вышло на людей, которые, по словам Кашина, причастны к нападению на него в 2010 году. Это охранники — Вячеслав Борисов, Михаил Кавтаскин и Данила Веселов. Все трое на тот момент — сотрудники «Механического завода», входящего в холдинг «Ленинец».

«Похищение Горбунова случилось уже после того, как Веселов и Кавтаскин были задержаны по моему делу. Я не могу утверждать, что Горбунова они похищали вместе с оперативниками, но, по крайней мере, именно после этого имя Горбунова возникло в моем деле. А потом что-то пошло не так, у Горбунова обнаружились статусные покровители, посадить его даже за хранение оружия не удалось, и в итоге официальная картина такова, что эти парни просто зачем-то похитили своего бывшего начальника», — рассказал сам Кашин «Росбалту».

По версии следствия, охранники похитили своего начальника по просьбе заместителя Горбунова Александра Мешкова. Сам Мешков в интервью «Коммерсанту» рассказывал, что Горбунов просил найти контакты Кашина в связи с тем, что тот «обидел его друга», а теперь он должен извиниться. После нападения же Горбунов якобы заявил Мешкову, что «оказал другу большую услугу» и посетовал, что «губернатору так помог, а желаемых результатов это не принесло».

В июне 2015 года уголовное дело было возбуждено и в отношении самого Горбунова. Но оно не имело никакого отношения к нападению на журналиста «Коммерсанта». Дело против управляющего оборонным предприятием появилось после того, как в лесу Лужского района Ленобласти был найден склад с оружием. Горбунова арестовали. 9 сентября того же года в ходе заседания о продлении меры пресечения в Калининском райсуде Петербурга судья Любовь Мещерякова огласила материалы дела, из которых следует, что инкриминируемое Горбунову преступление было выявлено в ходе расследования нападения на журналиста Олега Кашина.

Кстати, автор этих строк в тот день попытался узнать у самого Горбунова, причастен ли он к покушению на журналиста, однако тот на вопрос так и не ответил. Его адвокат также не комментировал ход дела в связи с подпиской о неразглашении. Аналогичные подписки дали адвокаты фигурантов первого дела.

А уже 11 сентября Горбунову изменили меру пресечения по запросу следствия с ареста на подписку о невыезде. Для этого следователь Вадим Соцков лично доставил документы об освобождении в следственный изолятор, где содержался обвиняемый. Там же делегацию ждало большое число журналистов. Адвокат Горбунова Владимир Тен рассказал им, что его подзащитный не заключал доследственное соглашение, меру пресечения попросило изменить следствие.

В ноябре 2015 года сам Турчак прокомментировал обвинения в причастности к покушению на Кашина. В интервью региональному изданию «Курьер» он заявил, что Кашина «используют втемную», и пригласил журналиста в Псковскую область, чтобы поговорить. Тот, однако, от личной встречи отказался.

Через несколько недель Александр Горбунов дал интервью РБК, в ходе которого он отверг свою причастность к нападению на Кашина.

10 июля 2018 года Городской суд Санкт-Петербурга приговорил Данилу Веселова и Михаила Кавтаскина к 6 годам лишения свободы, Вячеслав Борисов находится в розыске. Остальные фигуранты «дела Горбунова» получили до 7 лет строгого режима.

«Большие сроки, которые им дали, я связываю с тем, что они открыто называли Горбунова организатором, а Турчака заказчиком покушения», — прокомментировал «Росбалту» приговор сам Кашин.

Каких-либо новых данных о расследовании дела об избиении журналиста на данный момент нет.

Илья Давлятчин

Подпишитесь