Posted 30 января 2018, 17:50
Published 30 января 2018, 17:50
Modified 30 марта, 20:52
Updated 30 марта, 20:52
Воспоминания о 2015 годе вызывают боль у петербургской оппозиции. Губернаторские выборы были совмещены с муниципальными. На первых Георгий Полтавченко безальтернативно выиграл у спойлеров. На вторых оппозиционеры потерпели полное фиаско: «Единая Россия» получила более 75% мандатов (больше 1100 из 1510), а вместе со сторонниками — все 90%.
У московских коллег все вышло по-другому. Прошлой осенью команда «Объединенные демократы» под руководством Дмитрия Гудкова выставила 1057 человек на 1502 мандата в муниципалитетах. Итог — 267 оппозиционных депутатов, большинство — в 17 районах столицы. В некоторых муниципалитетах «единороссов» нет вовсе.
Теперь опыт столичной кампании может быть перенесен на петербургскую почву.
«В Москве сработало объединение сил демократов. Мы решили привлечь новые силы в политику и просто объявили о поиске желающих участвовать в выборах. Так нашлись 1057 человек, разделяющих наши взгляды. И то все мандаты „закрыть“ не удалось», — поясняет Гудков.
Команда «Объединенных демократов» в Москве отработала алгоритм выдвижения в депутаты. Сначала кандидат заполнял анкету и проходил первичную проверку (сторонников «Единой России» отсеивали). Затем формировались команды, которых распределяли по районам, чтобы избежать конкуренции между оппозиционными силами. «Разводом» по округам и спорными случаями занималась специальная команда.
Процесс был максимально автоматизирован. С помощью предоставленных программ кандидаты могли печатать листовки и газеты в одном стиле. Головную информационную поддержку обеспечивал штаб. Краудфандинг принес команде около 60 млн рублей, на эти деньги была куплена реклама в СМИ и социальных сетях, разосланы таргетированные SMS с приглашением прийти на выборы. В итоге единственной задачей, за которую отвечали сами кандидаты, был поквартирный обход избирателей.
Теперь Гудков уверен, что «с учетом прошлых ошибок» московский результат можно повторить и даже улучшить в Петербурге. К одной из ошибок он относит то, что подготовка была начата всего за полгода до выборов. Поэтому кампанию в Северной столице решили начать за полтора года до события, то есть уже сейчас.
Но возникает вечный вопрос — возможность объединения. Все знают, что петербургские демократы не разочаровывают только в одном — способности разругаться на пустом месте. В Москве часть оппозиционных кандидатов выдвигалась в качестве самовыдвиженцев, большинство — от партии «Яблоко». В Петербурге желание поучаствовать в общем деле уже выразили «Партия Роста» и «Справедливая Россия». В «Яблоке» латентно поддерживают инициативу, но в местном отделении пока формально нет руководства, поэтому не может быть и официальных решений.
Также к петербургским «Объединенным демократам» уже присоединились несколько известных петербургских активистов, в том числе Андрей Пивоваров из «Открытой России» (Ранее Генеральная прокуратура РФ признала нежелательной зарегистрированную в Великобритании организацию Михаила Ходорковского «Otkrytaya Rossia». Сторонники российского движения «ОР» отрицают свою причастность к британской организации). Ситуация со сторонниками Алексея Навального пока неясна — они сконцентированны на президентской кампании, то есть ее бойкоте. При этом все присоединившиеся к кампании пока уверяют, что единоличного лидерства в Петербурге не будет. А задачей Гудкова из Москвы станет лишь оказание информационной и технической поддержки.
По мнению Гудкова, на петербургскую кампанию потребуется минимум 30-40 млн рублей. И собрать их планируется с сочувствующих граждан.
«Деньги в Питере есть, так много, что вы даже себе не представляете. Просто не было такого политического проекта, который бы их привлек. К тому же оказывать поддержку могут не только жители города. Мы как-то за три часа собрали 500 тыс. рублей на „Top Tweet“, призывающий людей пойти на выборы. Это уже был спортивный интерес. А в другой раз я попросил перевести нам биткоин, когда оказался на встрече с предпринимателями», — рассказал Гудков.
Петербургские оппозиционеры отмечают, что максимально широкое объединение — это действительно единственный вариант. Но проблема в том, что протестно настроенных москвичей мотивировала возможность не просто избрать муниципальных депутатов, а преодолеть фильтр и выставить независимого кандидата на выборах мэра в 2018 году. Как известно, сами муниципалы обладают минимальной властью, фронт работ — благоустройство во дворах и прочие локальные вопросы. Но именно от их подписи зависит прохождение на выборы главы региона или города федерального значения. В Петербурге такой мотивации не будет, так как губернаторские выборы в теории должны состояться одновременно с муниципальными. Учитывая общую политическую апатию, можно ожидать низкую явку. А чем ниже явка, тем хуже результат оппозиционеров.
Правда, в Петербурге часто говорят о возможности досрочных выборов губернатора уже в этом году.
«С вероятностью более 50% могу сказать, что выборы у нас пройдут одновременно с выборами мэра Москвы. И это, с одной стороны, будет лучше для кампании. С другой стороны, тогда в угоду политически амбициям лидеров могут быть принесены молодые политические активисты», — отмечает депутат ЗакСа Максим Резник.
В 2015 году админресурс «Единой России» победил оппозицию по всем фронтам. Правда, тогда на партию власти работало досрочное голосование, ныне отмененное. Что приготовят в «ЕдРе» на этот раз, пока загадка. Вряд ли от местных «единороссов» стоит ждать исполнения декларируемого федерального тренда на честность, легитимность и прозрачность. Думается, «Объединенным демократам» стоит готовиться к жесткому противостоянию.
«Недопуск оппозиционных кандидатов до выборов должен приносить власти серьезные репутационные издержки, тогда их будет проще допустить», — отмечает Гудков.
Но проблема в том, что петербургская власть вообще имеет весьма относительные понятия о репутации. И если за полтора года местная оппозиция не сможет преодолеть личные разногласия, то повторения фиаско 2015 года не избежать.
Софья Мохова