Posted 20 февраля 2017, 15:54
Published 20 февраля 2017, 15:54
Modified 31 марта, 00:10
Updated 31 марта, 00:10
Петербург ждет «Триумф джаза» — XVII международный фестиваль состоится 30 марта в ДК им. Горького. Организует это джазовое событие мирового уровня народный артист РФ Игорь Бутман. Знаменитый саксофонист рассказал «Петербургскому Авангарду» о роли Петербурга в его творческой судьбе, о зарубежных гостях фестиваля, о культурном уровне нашего зрителя и о том, как джаз, рожденный в США, помогает русским и американцам понять друг друга.
— «Триумф джаза» проводится в Петербурге с 2013 года. Что для вас выступление в этом городе?
— Конечно, в Петербурге шикарный зритель. И, конечно, для меня это город, где я родился и жил, где отец познакомил меня с джазом. Друзьями нашей семьи были выдающиеся музыканты. Огромный опыт — музыкальный и человеческий — я получил в джаз-клубе «Квадрат» и в ансамбле Давида Семеновича Голощекина.
В общем, все, что в моей жизни было хорошего, заложено в этом городе, в Ленинграде-Петербурге!
— Петербург и джаз — понятия, можно сказать, одного порядка, а вот провинция и джаз — большой вопрос. Я впервые услышала ваш саксофон в небольшом сибирском городе Новокузнецке, на фестивале в джаз-клубе «Геликон». Джаз одинаково любят и в больших, и в маленьких городах?
— Джаз-клуб «Геликон», его основатель Анатолий Берестов и губернатор Кемеровской области Аман Тулеев поддержали джаз в самые сложные времена, в 90-е годы. Многие джазовые музыканты из разных городов приезжали тогда в Сибирь, где могли выступить и заработать на жизнь вот на таких фестивалях. Организовывали их в Новокузнецке настоящие энтузиасты джаза.
На мой взгляд, во всех городах любят джаз. В России очень много людей любопытных (в хорошем смысле), талантливых, творчески подготовленных. Все-таки музыкальное образование наших людей дает о себе знать. Общая интеллектуальность и интеллигентность зрителей в нашей стране очень приличная, это я после многих гастролей по Европе и США могу сказать. Всегда большое удовольствие выступать в российских городах.
— Триумф джаза» охватывает только Москву и Петербург. Нет ли у вас желания расширить его географию?
— Мы уже делаем джазовые фестивали по городам России, только называются они не «Триумф джаза», а иначе. В Челябинске это Фестиваль джаза и музыкального юмора, в Саранске — «Вейсэ-джаз», в Сочи — «Акваджаз»… Недавно помогли провести фестиваль «Джазовая провинция», объединяющий несколько городов. Сейчас помогаем организовать, найти финансы и подобрать артистов для фестиваля «Джаз над Волгой» в Ярославле, который пройдет буквально за два дня до «Триумфа джаза». Приглашенные нами музыканты перемещаются, и получается такой гастрольный тур джаза.
В Петербурге в этом году в рамках фестиваля запланирован один концерт, в ДМ имени Горького. Раньше проводили больше, в том числе совместно с Филармонией джазовой музыки Давида Голощекина. В этом году не делаем, не хватает времени — выступления артистов уже расписаны по другим городам.
— Сейчас над какими-то совместными проектами с петербургской Филармонией джазовой музыки вы работаете?
— У нас есть большие интересные совместные планы. Давиду Семеновичу надо отдать должное: в филармонии отлично поставлено дело. Там удивительная атмосфера, великолепное наполнение программ, выступает много молодежи. И в афише даже для меня не всегда есть место (смеется).
— Вы заметили, что много выступает молодежи. Есть мнение, что у нас в стране вообще джазовый бум — обилие фестивалей, молодые люди слушают и сами играют джаз…
— Абсолютно согласен, что интерес к джазу сегодня очень большой. Но музыкантам нельзя расслабляться, думать, что это будет продолжаться вечно. Мы должны предлагать новые идеи, интересные составы, включать какие-то молодежные вещи. Все-таки зритель сейчас более искушен, благодаря Интернету имеет больше возможностей слушать и видеть самые разные образцы современной музыки. По отношению к новым технологиям мы должны быть конкурентноспособны. Ведь музыкант — это не просто человек, который научился играть и все. Это целый комплекс — от выработки идеи до оттачивания мастерства, плюс отношение к концерту как к чему-то самому важному в своей жизни.
— «Триумф джаза» состоится уже в 17-й раз. Чем фестиваль этого года особенный для вас?
— Каждый фестиваль для меня особенный. Это новая веха, новые артисты и новые проблемы…
Нынешний год для меня ознаменован тем, что ровно 30 лет назад, в 1987 году, я уехал в Америку, чтобы учиться, играть, делать музыкальную карьеру. Там я познакомился со многими яркими артистами, и теперь хочу, чтобы они познакомились с поклонниками хорошей музыки в России.
— На фестиваль приедут ваши американские друзья?
— Обязательно. В этом году на «Триумфе джаза» выступит один из моих друзей, музыкант, которым я восхищаюсь, саксофонист Крис Поттер. Мы познакомились еще на конкурсе имени Телониуса Монка в Вашингтоне в 1991 году.
Очень важно участие в фестивале выдающегося басиста, пятикратного обладателя премии «Грэмми» Крисчена Макбрайда. Он приезжал в Россию на концерт к моему юбилею, создал своим выступлением большой ажиотаж. Провел мастер-класс в Академии музыки имени Гнесиных, куда было просто не попасть. Крисчен поражает своей виртуозностью, знанием музыки и при этом открытостью, большой душевностью.
Продолжение интервью читайте на сайте «Петербургский авангард».
Беседовала Любовь Костерина