Posted 23 декабря 2016, 12:52
Published 23 декабря 2016, 12:52
Modified 31 марта 2024, 00:46
Updated 31 марта 2024, 00:46
По коридору Дзержинского районного суда Петербурга полицейские ведут мужчину в спортивном костюме. Случайные свидетели вряд ли подозревают, что в свои 40 лет он уже успел побывать министром обороны непризнанной республики.
Олег Бугров по национальности украинец, родился в 1973 году в Свердловске Луганской области. Проходил службу в МВД Украины. Крутой поворот в жизни Бугрова произошел в 2014 году, когда началось вооруженное противостояние в Донбассе. Карьера бывшего «беркутовца» оказалась стремительной: сначала он стал комбатом батальона «Заря, а после того как Игорь Плотницкий возглавил непризнанную республику, Бугров был назначен и. о. министра обороны ЛНР. На Украине его причисляли к так называемой «партии войны», выступавшей против подписания Минских соглашений.
В конце ноября 2014-го Бугров был включен в санкционный список Евросоюза. Его обвинили в подрыве территориальной целостности Украины и запретили въезд в ЕС.
«Мы отстаиваем и спасаем жизни своих людей, своего народа. Тем более совпадение введения санкций с тем моментом, когда мы ведем трехсторонние переговоры по прекращению огня, мне кажется смешным. Не буду я ездить в Европу — в Российской Федерации много мест, где очень красиво и где можно отдыхать», — говорил тогда Бугров.
В Россию министру ЛНР пришлось вернуться довольно скоро — в непризнанной республике началась зачистка неугодных тамошней власти людей. Бугров, как противник Минских договоренностей, не устраивал Плотницкого и в январе 2015-го был отправлен в отставку.
Спустя несколько дней бывший министр прилетел в Петербург. А 25 марта 2015 года был задержан сотрудниками ФСБ и оказался в СИЗО. В СМИ новость об этом прошла короткой строкой, информация по существу была скомканной и расплывчатой.
«Росбалту» стали известны подробности дела Бугрова, массив которого составляет 66 томов. Плюс 4 тома обвинительного заключения. Плюс еще три связанных с ним уголовных дела, по которым уже вынесены обвинительные приговоры.
Как следует из материалов следствия, в 2010 году в морском порту «Усть-Луга», расположенном в Финском заливе, должны были строиться нефтебаза и линейный нефтепровод к одному из причалов. Для этого ООО «Транснефть — порт Усть-Луга» и ООО «Невская трубопроводная компания», владеющим терминалом, потребовались трубы большого диаметра. Поставщиком труб стало ООО «Промышленные технологии», были заключены соответствующие договоры. Продукцию поставляли с июня 2010-го по июнь 2011-го. Однако позднее выяснилось, что это были отнюдь не новые трубы, а «труба, ранее бывшая в употреблении», «трубная продукция ненадлежащего качества» и «лежалая труба».
Правда, надо сказать, что злоумышленники реставрировали продукцию — очищали ее от ржавчины, выравнивали, удаляли коррозию. После чего наносили подложную маркировку ОАО «Челябинский трубопрокатный завод» (ЧТПЗ) и доставляли в поселок Металлострой.
Следствие оценило ущерб, нанесенный ООО «Спецморнефтепорт Усть-Луга» (прежнее название дочки «Транснефти»), в 3 млрд рублей.
Резонанс этому делу придал тот факт, что еще в 2006-м терминал по перевалке нефтепродуктов хвалил сам президент РФ Владимир Путин. А в 2008-м глава государства на совещании по развитию «Усть-Луги» объявил, что инвестиции в порт составят 650 млрд руб.
В ноябре 2014 года были задержаны коммерческий директор «Промышленных технологий» Василий Нестеренко и менеджер компании Михаил Владимиров. Им предъявили обвинение в особо крупном мошенничестве (ч. 4 ст. 159 УК). В июле 2016 года судья Дзержинского райсуда Петербурга приговорил их к 5 и 4,5 годам колонии общего режима. Сроки получили также генеральный директор ООО «Промышленные технологии» Павел Закревский и бывший советник председателя совета директоров ОАО «Компания Усть-Луга» по финансовой и инвестиционной политике Наталья Белякова. Все тот же Дзержинский суд приговорил Закревского к 2,5 годам колонии общего режима, Белякову — к 1,5 годам колонии по той же статье о мошенничестве.
При чем же здесь Олег Бугров? По данным «Росбалта», в 2010 году Бугров выступал представителем организации-продавца. Именно представителем, поскольку бизнесменом экс-министр ЛНР никогда не являлся. Это подтверждает и база данных СПАРК, где за ним не числится ни одной фирмы. По данным источника, знакомого с ситуацией, дело вокруг «Усть-Луги» началось с заявления Бугрова в правоохранительные органы.
«Бугров сообщил полиции, что существует такой объект и там совершается преступление, когда понял, что Закревский и Нестеренко поставляют контрафактную продукцию. Но в итоге самого Бугрова обвинили в мошенничестве», — сказал источник агентства.
Как сообщил «Росбалту» адвокат подсудимого Олег Стовповой, вину в мошенничестве его клиент не признает. «В его действиях нет состава преступления. Трубопровод работает, компания получает прибыль», — заявил Стовповой.
Свидетелями по делу Бугрова проходят несколько десятков человек. Один из них, предприниматель Андрей Казакевич, выступавший также свидетелем по делу Закревского и Нестеренко, на днях дал показания в суде. «С Бугровым я познакомился в 2008 году, когда приобрел детали для строительства газопровода. Я их купил, а Олег Бугров тогда выступал представителем организации продавца. Адекватный, нормальный человек», — отметил Казакевич.
Сам Бугров воздерживался от дачи показаний до 23 декабря. В ходе допроса, который длился около часа, подсудимый пояснил, что уголовное дело было возбуждено после его участия в оперативной разработке.
— Какова была ваша роль в этой оперативной разработке? — уточнил адвокат Стовповой.
— Роль предоставления информации. Мы ездили в Челябинск и Московскую область — вместе с сотрудником ФСБ.
По данным «Росбалта», об активном участии Бугрова в оперативной разработке следствию доложил и сотрудник Федеральной службы безопасности Семенцов. На момент его обращения в ведомство у ФСБ еще не было информации о сомнительном качестве трубной продукции. Все это, правда, не помешало привлечь к ответственности и самого Бугрова.
Такое вот «Трубное дело-2». Первое, напомним, закончилось тем, что главный фигурант получил условный срок, а миллиарды ущерба испарились.
В пятницу судья Дзержинского райсуда Лариса Бражникова продлила арест Бугрову. В СИЗО он останется как минимум до 11 апреля 2017 года. Подсудимого решение судьи, похоже, не особо расстроило.
— С наступающим вас! — поздравил он Бражникову.
— И вас тоже! — ответила судья.
Илья Давлятчин