Posted 18 сентября 2016, 16:48

Published 18 сентября 2016, 16:48

Modified 31 марта, 01:51

Updated 31 марта, 01:51

Как корреспондент «Росбалта» «карусель» останавливал

18 сентября 2016, 16:48
В Петербурге студенты и пенсионеры отправились продавать свой голос за 500 рублей. Журналист записал все на аудио, пообщался с нарушителями и оказался в отделе полиции.

Сообщения о возможных нарушениях на выборах в Петербурге стали поступать в редакцию «Росбалта» задолго до единого дня голосования. Но особенно внимание редакции привлекла переписка в одном из закрытых чатов Межвузовского студенческого городка в соцсети «ВКонтакте».

«Дорогие друзья! Все мы наслышаны о предстоящих выборах, и многим из вас совершенно все равно, за кого голосовать, а многие и вовсе не будут этого делать. Если среди вас есть голодающие, раздетые или просто люди, кому не помешал бы лишний косарь, то вам всего-навсего надо будет проголосовать за указанного человека, и денежка будет лежать утром в кармане. Сбор на проспекте Большевиков в 9», — говорилось в сообщении Элизы З., которое оказалось в распоряжении «Росбалта».

Поверить в то, что в 2016-м году кто-то еще пользуется так называемыми «каруселями», было довольно сложно. Еще с большим скепсисом корреспондент агентства выходил со станции метро «Проспект Большевиков» ранним воскресным утром. Поначалу ничего подозрительного внимание не привлекало: одни люди спешат по своим делам, другие торгуют овощами и фруктами.

Я уже собрался уезжать, но тут вдруг услышал: «А где мы будем голосовать?» Рядом стояли три девушки, которые активно озирались по сторонам, словно в поисках кого-то. Еще 15 минут, и они направились от станции к площадке у торгового комплекса, где находились порядка десяти человек. Стараясь не привлекать лишнего внимания, я встал поблизости к этой группе. К ней же примыкали все новые молодые люди, но схема каждый раз была одинаковой. Вновь прибывших встречал мужчина в синей куртке, который открывал свой портфель и делал какие-то пометки.

Неожиданно рядом появилась вторая группа из нескольких парней. Один из них карандашом ставил некий знак прямо в паспорте. Судя по всему, эта отметка являлась чем-то вроде клейма. По предположениям собеседников «Росбалта», знакомых с ходом выборов, отметка служит знаком того, что человек пришел и проголосовал, а значит, может получить заслуженное вознаграждение. Эта версия позднее косвенно нашла свое подтверждение.

«Долго нам еще ждать? Не май месяц», — обиженно протянула девушка в светлом пальто.

«Идите пока в магазин, погрейтесь, в ближайшее время станет известно все», — ответил ей «старший».

Ситуация прояснилась через десять минут, когда у станции метро «Проспект Большевиков» словно грибы после дождя стали появляться группы молодых людей. От них то и дело доносились слова «голосовать», «участок», «деньги». Все еще не веря своим глазам, я подошел к одному из парней и простодушно спросил: «А за кого голосовать? Мне сказали, что за ***»

«Ой, не, это вас не к нам», — замахал руками тот.

Народ же все прибывал и прибывал. Молодой человек кричал в телефонную трубку: «Да, наш орг косячит!»

Еще одна группа собралась у Ледового дворца. Таким образом, к 11 часам утра на территории у станции метро находились примерно 10 таких групп — в каждой минимум по десять человек. Но среди них была не только молодежь, но и вполне взрослые, даже пожилые люди.

Одна пенсионерка была недовольна длительным ожиданием: «Почему так долго все?»

«Автобусов нет, возможно, что пешком пойдем», — ответил ей молодой человек в кожаной куртке.

«Вот сейчас как расскажу полиции и телевидению», — рассмеялась она, не подозревая, что в двух шагах от нее находится журналист.

«Ой, да кто вам поверит», — подыграл пенсионерке парень.

В отличие от молодых людей, взрослые к долгому ожиданию подготовились: из сумок то и дело появлялись термосы и конфеты. В толпе мелькал колоритный персонаж — полноватый мужчина в красной рубашке и пиджаке. У остановки общественного транспорта стояли несколько парней крепкого телосложения. Накануне прошли слухи о том, что неизвестные люди собираются устроить провокации на избирательных участках.

На улице становилось холоднее, подул сильный ветер. Он, однако, не помешал услышать цену этому ожиданию: один голос — 500 рублей. Координатор, по ее же словам, за каждого пришедшего избирателя получала также пять сотен. Можно себе представить объем денежных вложений в эту спецоперацию. Неизвестным оставалось лишь имя того, за кого нужно голосовать.

«Карусель», тем временем, пришла в движение. Порядка сотни человек пошли было в сторону избирательного участка, но внезапно остановились. Стояние у «Ледового» стало затягиваться. 10 минут, 20, 30, час. В толпе то и дело мелькала некая коробка, которую то уносили в машину, то выносили обратно. Ее содержимое осталось неизвестным. Чуть позже я заметил подозрительный автобус, стоявший неподалеку. Свободных мест в нем практически не было, но выезжать он не собирался.

В 12:20 к площадке у «Ледового» внезапно подъехал автозак, из которого вышли несколько сотрудников полиции. Затем — еще один, внутри которого — множество бойцов ОМОНа. Следом — несколько полицейских автомобилей. Из автобуса с избирателями правоохранители вывели всех людей, которые за считанные секунды буквально растворились в воздухе. Водитель, мужчина неславянской наружности, пояснил полицейским, что в этот день, мол, должна была состояться экскурсия в Эрмитаж. Правда, кто ее организатор, сказать не смог.

Полицейские автомобили приехали и к станции метро. И тут выяснилось неожиданное — предполагаемые «карусельщики» никуда не исчезли: компании людей просто разошлись по разным районам проспекта Пятилеток. Первым в глаза бросился тот самый парень в кожаной куртке, шутивший с пенсионеркой. Устав наблюдать за происходящим, я, наконец, обратился к одному из правоохранителей: «Здесь готовится „карусель“, эта группа молодых людей в ней участвует, среди них — предполагаемый координатор».

«Я, честно говоря, не силен в этих понятиях, давайте вы более подробно объясните», — ответил полицейский.

Пришлось в красках рассказать историю воскресных злоключений, на что страж порядка сообщил, что на место приехали сразу несколько подразделений — как из районного, так и из главного управления ГУ МВД.

Еще полчаса — и мы вместе с парнем в кожаной куртке, назвавшимся Николаем, оказались в полицейской машине. Нас должны были отвезти в 70 отдел, где сотрудники смогли бы провести стандартные процедуры: принять заявление и объяснение. Однако с места тронуться сразу не удалось. На машину фактически кинулась та самая пожилая женщина, грозившая рассказать о происходящем телевидению.

«Это мой внук! Куда вы его везете? Отпустите немедленно, а то я журналистам сообщу о беспределе!» — кричала она.

«Женщина, успокойтесь! Здесь уже есть журналист», — отвечала ей начальник УМВД по Невскому району Светлана Филиппова.

По пути в отдел полиции Николай в беседе с правоохранителям признал — да, «карусель» была. И один из ее организаторов — тот самый колоритный мужчина в красной рубашке.

«На какой машине был этот человек?» — уточнил сотрудник полиции.

«Не знаю, просто красная рубашка. Здоровый такой и толстый», — ответил Николай.

В отделе полиции я написал заявление по факту выявленного нарушения, сотрудники правоохранительных органов сейчас расследуют этот инцидент. По предварительным данным, один из координаторов предполагаемой «карусели» задержан.

Сам Николай сообщил «Росбалту», что участникам до последнего так и не сказали, за кого предстоит отдать голос.

В городском избиркоме агентству заявили, что единый день голосования в Петербурге «проходит спокойно». Якобы информация о «каруселях» не подтвердилась.

Илья Давлятчин

Подпишитесь