Posted 15 сентября 2016, 11:55
Published 15 сентября 2016, 11:55
Modified 31 марта, 01:53
Updated 31 марта, 01:53
Культурные ценности — это не только антикварные раритеты и экспонаты знаменитых музеев. Зарубежный рынок предметов искусства предоставляет широчайший выбор самых разных арт-объектов, способных удачно и не слишком дорого украсить интерьер средней российской квартиры. Но привезти их домой из-за границы не так-то просто — благодаря министру культуры Владимиру Мединскому и депутату Госдумы Елене Драпеко процедура ввоза культурных ценностей у нас в стране до сих пор не установлена.
Эта растянувшаяся на долгие годы неопределенность привлекла, наконец, внимание главного надзорного органа страны. На днях Генпрокуратура России внесла представление министру культуры за то, что в течение шести лет его ведомство не может утвердить порядок ввоза в Россию культурных ценностей для личного пользования. Вместо того, чтобы заниматься скучными бумажками, министр выращивает грибы-беседки на черноморском курорте.
А пока он так развлекается, правовой неопределенностью активно пользуются дельцы черного рынка.
Ситуация с неурегулированностью прохождения таможни культурными ценностями тянется уже больше шести лет — с 18 июня 2010 года, когда правительства России, Белоруссии и Казахстана заключили соглашение «О порядке перемещения физическими лицами товаров для личного пользования через таможенную границу Таможенного союза и совершения таможенных операций, связанных с их выпуском». Документ должен был освободить граждан, ввозящих культурные ценности в страны Таможенного союза, от таможенных платежей, и сделать всю систему их ввоза и вывоза более простой и прозрачной. Однако ни министерство, ни сам Владимир Мединский не приложили никаких усилий, чтобы данное соглашение начало работать.
Более того, министр культуры нашел поддержку своему бездействию прямо в российском парламенте. Принятие закона о ввозе и вывозе культурных ценностей последовательно тормозится первым зампредом комитета Госдумы по культуре Еленой Драпеко.
Прикрываясь громкими заявлениями о «взломе защиты системы нашей национальной культуры» и «пособничестве олигархам», она успешно добилась переноса второго чтения закона, цинично заявив, что «закон отложен пока на осень, но без указания срока рассмотрения. Я надеюсь, что он отложен навсегда».
О глубине взаимопонимания министра и депутата говорит такой факт: когда весной этого года возник реальный повод к отставке Мединского, Драпеко одной из первых бросилась его защищать, оправдывая провинившегося и «переводя стрелки» на все правительство в целом.
Совместные усилия министерско-парламентского тандема привели к тому, что предметы современного искусства сегодня практически не ввозятся в Россию легально — из-за большого количества административных барьеров со стороны Минкультуры и существующих налоговых и таможенных ставок в отношении них. Этот «железный занавес», которым Мединский окутал российскую культуру, попросту удушает открытый творческий обмен с другими странами.
Зато в условиях правового вакуума и чрезвычайно усложненной системы согласований и оформлений прекрасно себя чувствуют дельцы теневого рынка. Яркий пример тому — разразившийся буквально на днях скандал в Минкультуры, связанный с незаконным вывозом за рубеж картин, икон, доспехов и других российских культурных ценностей. Будущие лоты западных аукционов (со многими нулями в ценниках) покидали Россию по выданным Минкультуры разрешениям. Только вот разрешения эти на поверку оказались сомнительными, а выдавшие их специалисты, уполномоченные ведомством господина Мединского, — известными фигурантами уголовных дел о контрабанде.
А по итогам проверки, проведенной в марте—апреле 2016 года, Генпрокуратура прямо заявила, что Минкультуры создает условия для незаконного вывоза культурных ценностей за границу, закрывая глаза на различные злоупотребления экспертов, которые занижают стоимость произведений искусства в сотни раз.
Волей-неволей закрадывается предположение, что правовая неопределенность в сфере экспорта и импорта культурных ценностей выгодна не только криминальным личностям, но и Министерству культуры. И тогда действия Мединского и его соратницы Драпеко приобретают совсем другую окраску. Не случайно последний год Министерство культуры сотрясают скандалы, идут аресты, очевидно, стоит ждать дальнейшего развития событий.
«Сложившая ситуация препятствует реализации предусмотренного Соглашением права граждан на ввоз культурных ценностей для личного пользования без уплаты таможенных платежей и создает предпосылки для коррупционных проявлений со стороны сотрудников таможенных органов и экспертов», — пояснили в Генпрокуратуре.
Неудивительно, что эксперты сомневаются в целесообразности дальнейшего пребывания министра на своем посту. «Это исторически невежественный человек, который занимается не историей культуры, а ее интерпретацией в нужном власти ключе, — заявил порталу Speakercom депутат Законодательного собрания Петербурга, Борис Вишневский. — Это человек, который пальцем о палец не ударил в защите культурных ценностей Петербурга. Это человек, который ничего не сделал для защиты Российского Института истории искусств. Это человек, роль которого мне представляется весьма негативной».
Необходимо отметить, что в последнее время чиновники, к которым накопилось слишком много вопросов, стремительно покидают свои посты. Громкая отставка главы Минобразования Дмитрия Ливанова или снятие с должности детского омбудсмена Павла Астахова показывают, что среди чиновников сегодня крайне мало по-настоящему незаменимых специалистов. Вероятно, что и Владимир Мединский не сохранит свое кресло после выборов в Госдуму.
«Вполне возможен уход Мединского после выборов, — отметил Борис Вишневский, напомнив о том, как все были недовольны деятельностью министра образования Дмитрия Ливанова, что в итоге привело к его увольнению. — Он не должен занимать должность министра культуры».
Максим Иванов